будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
налоги нефть
Май 20, 2025
Хозяйство
Сакоян Анна

Налоги на нефть

Налоги на нефть
EGL_0102
Министр финансов России Антон Силуанов выступает на международной научно-практической конференции «Налогообложение – современный взгляд». Фото: спресс-службы Минфина РФ

Обсуждение налогов на добычу полезных ископаемых, а также льгот в этой области зачастую оказывается значимой частью политической полемики. Эту тему энергично освещают СМИ; она же в ряде случаев фигурирует как знаковый момент политической или активистской риторики.

В США последняя волна налоговых льгот в недавней истории пришлась на 1995 г., когда цены на нефть упали настолько, что вложения в отрасль стали казаться невыгодными. Чтобы дать стимул к развитию нефтедобычи, правительство стало вводить налоговые льготы, вплоть до полного устранения налогов для тех, кто разрабатывал нерентабельные или низкорентабельные месторождения (например, глубоководные). В результате эти льготы продолжают действовать в отношении разработок, начавшихся в период с 1996 по 2000 г.

Властям США в условиях бюджетного дефицита такие льготы в настоящее время очень невыгодны, тем более что цены на нефть, с тех пор как льготы были введены, выросли в десятки раз. В связи с этим тема устранения этих льгот обсуждается регулярно. В 2013 г., например, за нее энергично взялся конгрессмен Эдвард Марки (Edward Markey, демократ из Массачусетса), член Комитета по природным ресурсам. Он, в частности, подсчитал, что если бы налоговые льготы отменили сразу после того, как цены на нефть начали расти, то общий доход бюджету от налогов, выплачиваемых нефтяными компаниями, мог бы составить порядка $11 млрд.

Входящие в состав Комитета демократы выпустили отчет, в котором сообщалось, что около 25% нефти, добываемой только в Мексиканском заливе в настоящий момент не подлежит налогообложению, то есть более 100 нефтегазовых компаний арендуют не менее 200 не облагаемых налогом нефтеносных участков. По их прогнозам, если снять льготы, то за следующие 10 лет дополнительный доход бюджета составит порядка $15,5 млрд. Нефтяные компании, в свою очередь, стали высказываться резко против этой инициативы Комитета. В частности, они сразу стали апеллировать к тому, что устранение льгот приведет к сокращению объемов нефтедобычи, так как у компаний пропадет стимул к разработке труднодоступных месторождений, а дохода федеральному бюджету, соответственно, не прибавится. Еще один распространенный аргумент состоит в том, что уплата налогов в итоге ляжет не на корпорации, а на плечи конечного потребителя, который будет больше платить за нефтепродукты .

Компромисс до сих пор не был найден, и полемика продолжается. В апреле 2014 г. был опубликован большой материал в левом некоммерческом издании Mother Jones, которое, конечно, поддерживает отмену льгот для крупных корпораций. Авторы, в частности, приводят следующие цифры. За последние сто лет федеральное правительство вложило в нефтегазовую отрасль более $470 млрд. в виде налоговых льгот, которые «первоначально были призваны поддержать американских  нефтяников, а потом превратились в чистый бонус для самых доходных в мире компаний». При этом налогоплательщики сейчас спонсируют нефтедобычу в размере примерно $4,8 млрд. в год, из которых половина идет пяти крупным нефтяным компаниям (ExxonMobil, Shell, Chevron, BP и ConocoPhillips). Их льготный налог в среднем составляет $3,34 за баррель, притом что цены на нефть превысили $100 за баррель. Авторы также отмечают, что со времени введения первых государственных субсидий для нефтедобывающих компаний (это произошло в 1916 г.) вопрос о непропорциональном распределении налоговой нагрузки поднимался неоднократно – преимущественно при президентах-демократах. В частности, приводится высказывание Гарри Трумэна, который назвал правила взимания налогов с нефтедобывающих компаний самой вопиющей дырой в системе налогообложения.

Тем не менее, вплоть до настоящего момента нефтяники удерживают за собой льготы. Технически говоря, они сейчас действительно ничего не получают от государства, помимо налоговых поблажек, а для того чтобы отменить их, нужно изменить законодательство. Когда цены на нефть после 1998 г. только начали расти, министерство внутренних дел США попыталось ввести ограничения на льготы, поставив порог в $28 за баррель, после которого льготы считались недействительными. Большинство компаний последовали этому требованию, однако корпорация Kerr McGee, которую позднее купила Anadarko, подала на министерство в суд на том основании, что у него не было права вводить такие ограничения. Kerr McGee выиграла процесс, после чего все компании, уже выплатившие налоги, получили эти средства обратно. Больше подобных инициатив пока не было.

Британские нефтяные компании сейчас энергично разрабатывают месторождения в Северном море. Прибыль с этого они начали получать во второй половине 1970-х гг., а в середине 1980-х гг. наступил первый пик их доходности, составившей более 3% национального дохода. По некоторым подсчетам, с начала разработок к настоящему моменту доход государству должен составить 850 млрд. фунтов.

В отличие от США, полемика о налоговых льготах в области добычи нефти в Соединенном Королевстве не настолько острая. Стимулирующие льготы там обычно встраиваются в бюджетный план на предстоящий год. Это, конечно, тоже может быть поводом для возмущения, но менее массового. В частности, когда в 2012 г. ряд компаний, в том числе BP, получили льготы на разработку глубоководных месторождений к северу от Шотландии, это вызвало недовольство у экологов и сторонников зеленых движений. Оно было вызвано тем, что нефтяные компании не просто получили разрешение на проведение своих неэкологичных работ (особенно BP, отметившаяся в 2010 г. тем, что разлила в Мексиканском заливе нефть и устроила там экологическую катастрофу), но еще и удостоились за это вознаграждения.

Всерьез тема налогов на добычу нефти стала обсуждаться в британской прессе – также, в первую очередь, с позиции политического противостояния – в 2014 г. Поводом послужило поступившее в январе сообщение норвежского национального Пенсионного фонда о том, что каждый норвежец стал потенциальным миллионером, так как объемы фонда достиг 5 трлн. крон, в миллион раз превысив численность населения страны (около 5 млн. человек). В 1990 г. был создан Нефтяной фонд, куда стали поступать налоги из нефтегазовой отрасли (в том числе налоги на добычу). Позднее он был объединен с Пенсионным фондом, в результате чего получился такой эффект. Естественно, граждане не могут просто прийти в фонд и забрать деньги. Однако известно, что эти средства идут на обеспечение гражданских нужд, в том числе строительство дорог и обеспечение отопления.

По подсчетам экспертов, доход от нефтяных налогов на душу населения в Великобритании, конечно, был бы меньше - с учетом большей численности населения, однако всё равно составил бы около 13 000 фунтов на человека. Но ничего в этой сфере не изменилось, и ни о каком использовании этих средств для прямого обеспечения гражданских нужд речи не идет. Эти средства шли и продолжают идти на установление налоговых льгот для крупных корпораций вне нефтяной сферы. Левые комментаторы ставят это в упрек консервативным правительством, по чьей инициативе это было организовано так. Их оппоненты указывают на общественную полезность стимулирования развития бизнеса.

Сакоян Анна
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).