будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 20, 2025
Хозяйство
Хазин Михаил

Налогообложение нефтянки: стимул или тормоз

Налогообложение нефтянки: стимул или тормоз
WAR_8055
Восточно-Мессояхское месторождение.. Источник: ОАО «Газпром нефть»

В нашей стране "Роснефтью" и "Газпромом" запущено новое нефтяное месторождение, Восточно-Мессояхское - самое северное на материке. Старт промышленной эксплуатации участка по видеосвязи дал Президент России Владимир Путин. Можно ли считать это важным событием? 

Ответ, конечно, положительный. Но вот почему это важное событие? Кроме того, что мы сумели реализовать крайне сложный инфраструктурный проект в условиях достаточно жестких технологических санкций? На самом деле есть еще как минимум несколько важных факторов, по которым этот проект принципиально важен.

Дело в том, что мир сегодня находится в состоянии реального экономического спада. Инвестиции падают (и не только в России), частный спрос в лучшем случае стагнирует (и это еще как считать), международная торговля сокращается. И главной причиной такой ситуации является отсутствие конечного спроса, в первую очередь, спроса домохозяйств, возможности для стимулирования которого исчерпаны.

В некотором смысле можно констатировать, что долларовая система исчерпала свои возможности, поскольку «съела» частный спрос на много десятилетий вперед. Новые товары создаются, но купить их люди не могут, поскольку вынуждены отдавать свои деньги банкирам, за кредиты, взятые много ранее. И это означает, что «старые» активы перестают что-то стоить - поскольку их некому продавать, они перестают приносить прибыль.

И единственный выход из этой ситуации - создание новых активов, которые еще пока не включены в финансовый оборот. Они создают новые рабочие места, они позволяют стимулировать финансовые потоки - в общем, обеспечить развитие можно только через них. Делалась попытка сделать такие новые активы в рамках инноваций - но сами по себе инновации не очень интересны людям, у которых все меньше денег и которые не могут себе позволить купить то, что еще вчера было доступно. Нет, инновации, конечно, нужны, но только в том случае, если позволяют снизить цены на что-то для людей привычное … А иначе - их эффективность все время падает.

Новое месторождение - это не просто нефть, рабочие места и закупка оборудования. Это  - реально новый актив, который стимулирует всю экономическую систему. Другое дело, что развивать его нужно правильно. И в силу уникальности объекта, и в силу необходимости его защиты от разного рода экономических «бурь», которые в последнее время сильно участились.

Фактически, речь идет о том, что для объектов такого рода необходимо устанавливать специальные режимы, и по налогообложению, и по контролю за деятельностью, и по вовлеченности в общеэкономические процессы. С учетом специфики Минфина, который пытается в последнее время снять со всех, кого можно, последнюю рубашку, это достаточно нетривиальный вопрос. Но отказываться от этого нельзя - попытка взять слишком много сегодня может обернуться тем, что объект, который может стать (разумеется, среди многих других) источником движения для всей нашей экономики, напротив, станет завтра ее тормозом.  Есть очень серьезные подозрения, что правительство России, которое серьезно запустило дела в бюджетном процессе, может попытаться ради решения сиюсекундных проблем забыть о стратегии. Это неправильно - и в этом месте необходимо проявить высокую степень ответственности и разумности и очень аккуратно отнестись к тому, чтобы обеспечить развитие новых проектов. 

Куда более разумным вариантом для радетелей о бюджете было бы снижение налогов и увеличение дивидендных выплат государству со стороны ведущих госкорпораций. Ведь мягкий налоговый режим и высокая дивидендная доходность являются важнейшими факторами повышения акционерной стоимости компаний. И можно было бы убить двух зайцев, одновременно пополнив казну и обеспечив рост капитализации стратегических активов. Вспомним, что уже в прошлом году «Роснефть», например, обеспечила рекордные дивидендные выплаты государству в размере 86,5 млрд рублей.

Хазин Михаил
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).