будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 15, 2025
Хозяйство

Налоговая нагрузка на нефтянку вытягивает российский бюджет

Налоговая нагрузка на нефтянку вытягивает российский бюджет
6836352349_7d9ef02c15_z
Нефтяные вышки на юге России. Источник: World Bank Photo Collection

«Бюджет – это документ не о цифрах, а о людях, направленный на решение конкретных проблем в жизни людей. Некоторые крупные компании заявляют, что мы забираем деньги только у нефтяных компаний. Это не так. Мы считаем, что в ситуации, когда трудно, все должны принимать участие в решении проблем, стоящих перед страной, перед людьми. Это наша осознанная политика», – заявил на заседании правительства премьер-министр Михаил Мишустин.

Действительно, в каждом бюджете за цифрами, если разобраться, стоят интересы целых отраслей и, соответственно, сотен тысяч людей, которые работают на предприятиях.

Откуда деньги

В исследовании «Налоговая нагрузка в отраслях: операция “Балансировка”» эксперты независимой отраслевой консалтинговой компании VYGON Consulting провели предварительный анализ, который показал, что балансировка фискальной нагрузки даст возможность получения до 1,7 трлн рублей дополнительных поступлений в бюджет от прочих рентных отраслей помимо нефти.

Сегодня в России именно нефтяная отрасль является ключевым источником доходов бюджета страны, обеспечивая 44% от налоговых поступлений. При этом значительное ухудшение ресурсной базы может привести к серьезным проблемам для экономики страны и бюджета, если не учитывать проблемы стратегического развития отрасли.

Нефтяные компании платят налогов в 5 раз больше, чем все остальные сырьевые отрасли вместе взятые. Это связано с самой высокой долей валовых налогов (НДПИ и экспортной пошлины) в цене нефти. Даже с учетом льгот налоги составляют ≈60% от цены нефти. На втором месте расположилась газовая отрасль (30-40% от цены сырья у «Газпрома» и 15-23% у независимых производителей), а у металлургии, золотодобывающей и алмазодобывающей отраслей доля налогов не превышает 10% в цене реализации продукции.

Фискальный перекос

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин обратил внимание на то, что небольшое по сравнению с нефтяной отраслью налогообложение других сырьевых отраслей обеспечивает колоссальные денежные потоки, — которые направляются не на инвестиции, а «прежде всего на выплату дивидендов, выводимых, насколько можно понять, в офшоры».

Эксперт уточнил, что такие металлургические компании как «Норникель», НЛМК и ММК пересмотрели недавно свою дивидендную политику и направляют весь свободный денежный поток на выплаты акционерам. «Напомню, что более 90% уставного капитала этих компаний принадлежит иностранным акционерам. Большинство в совете директоров того же «Русала» составляют «независимые» американцы. При этом цены на продукцию металлургов систематически повышаются без какого-либо учета реальной ситуации в стране, становясь важным фактором блокирования ее экономического развития», — сказал Делягин.

Старший аналитик WMT Consult Валерий Андрианов отметил, что фискальный перекос возник при вступлении Российской Федерации в ВТО в 2012 году, когда ставки экспортных пошлин на ряд сырьевых товаров (в том числе, никель, алюминий и медь) существенно снизились, вплоть до обнуления. «При этом не было предпринято попыток компенсировать потери бюджета за счет увеличения НДПИ для компаний газовой и угледобывающей отраслей, черной и цветной металлургии, производителей минеральных удобрений, золотодобычи, алмазодобычи и других», — объяснил он.

ВТО как часть экономической истории страны

Правительство в последние годы сталкивается с дефицитом бюджета и вынуждено постоянно искать пути для его пополнения. Решения часто принимаются непопулярные: наращивается госдолг, повышается НДФЛ или введен налог на депозиты. Между тем инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов уверен: «налоговая система России имеет потенциал как для увеличения бюджетных поступлений, так и устранения перекосов в фискальной нагрузке».

Суверов согласен с аналитиками из VYGON Consulting: «Основное бремя налоговой нагрузки лежит на нефтяной отрасли, обеспечивающей более 40% доходов бюджета, при том, что ее вес в ВВП значительно меньше и отрасли необходимо осуществлять крупные инвестиции в условиях ограничений по добыче в рамках сделки ОПЕК+».

В свою очередь, доцент Финансового университета при Правительстве Леонид Крутаков отмечает: «Налоговые диспропорции (здесь уместно более крепкое выражение) сложились исторически при вступлении России в ВТО в 2012 году. В последующем они только нарастали в связи со снижением (вплоть до обнуления) экспортных пошлин на ряд сырьевых товаров (никель, алюминий, медь и др.). Для понимания о каких суммах бюджетных потерь идет речь, приведу простейшие арифметические расчеты, буквально на коленке. Если привязать ставки НДПИ к экспортному "нетбэку" выручки сырьевых отраслей страны, то годовой эффект для бюджета составит 1,2 трлн рублей», — указал эксперт.

Что делать

Валерий Андрианов предлагает для балансировки налоговой нагрузки и избавления от существующего межотраслевого перекоса, во-первых, ввести прогрессивные ставки НДПИ для компаний, деятельность которых связана с добычей полезных ископаемых и их поставкой на экспорт, а во-вторых, увеличить фискальные изъятия для компаний, не инвестирующих в развитие бизнеса в России и ориентированных на максимизацию дивидендных выплат акционерам с выводом их в оффшорные юрисдикции.

Сергей Суверов считает, что государству необходимо установить равные налоговые условия для различных отраслей, что будет способствовать оптимальному развитию экономики, без стрессов для нефтяной индустрии. Одним из вариантов может стать введение прогрессивного НДПИ для компаний, деятельность которых связана с добычей и экспортом природных ресурсов, что может принести бюджету дополнительные 1,2 трлн рублей, а вот дополнительная фискальная нагрузка нефтяников нецелесообразна и вредна, уверен эксперт.

По оценкам VYGON Consulting, за последние 5 лет уровень налоговой нагрузки в нефтяной отрасли, рассчитываемый как доля налогов в свободном денежном потоке, в 1,5-9 раз выше, чем в других сырьевых секторах экономики при значительно более низкой рентабельности EBITDA. Если привести налоговую нагрузку по всему сырьевому сектору к текущему уровню изъятий в нефтяной отрасли, то на основании данных за последние 5 лет потенциал изымаемой ренты можно оценить в 0,8—1,3 трлн рублей в год в зависимости от применяемого показателя для нормирования.

Если нормировать рентабельность банковского сектора в 2016-2018 гг. к среднему уровню предыдущих периодов в 19%, то в среднем за те же 5 лет сверхдоходы составили порядка 450 млрд рублей. А корректировка показателей рентабельности отечественных телекомов до уровня США может позволить изъять еще 115 млрд рублей. Таким образом, отмечают в VYGON Consulting, общий потенциал дополнительных изъятий сверхдоходов может составить до 1,7 трлн руб.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).