«Бюджет – это документ не о цифрах, а о людях, направленный на решение конкретных проблем в жизни людей. Некоторые крупные компании заявляют, что мы забираем деньги только у нефтяных компаний. Это не так. Мы считаем, что в ситуации, когда трудно, все должны принимать участие в решении проблем, стоящих перед страной, перед людьми. Это наша осознанная политика», – заявил на заседании правительства премьер-министр Михаил Мишустин.
Действительно, в каждом бюджете за цифрами, если разобраться, стоят интересы целых отраслей и, соответственно, сотен тысяч людей, которые работают на предприятиях.
В исследовании «Налоговая нагрузка в отраслях: операция “Балансировка”» эксперты независимой отраслевой консалтинговой компании VYGON Consulting провели предварительный анализ, который показал, что балансировка фискальной нагрузки даст возможность получения до 1,7 трлн рублей дополнительных поступлений в бюджет от прочих рентных отраслей помимо нефти.
Сегодня в России именно нефтяная отрасль является ключевым источником доходов бюджета страны, обеспечивая 44% от налоговых поступлений. При этом значительное ухудшение ресурсной базы может привести к серьезным проблемам для экономики страны и бюджета, если не учитывать проблемы стратегического развития отрасли.
Нефтяные компании платят налогов в 5 раз больше, чем все остальные сырьевые отрасли вместе взятые. Это связано с самой высокой долей валовых налогов (НДПИ и экспортной пошлины) в цене нефти. Даже с учетом льгот налоги составляют ≈60% от цены нефти. На втором месте расположилась газовая отрасль (30-40% от цены сырья у «Газпрома» и 15-23% у независимых производителей), а у металлургии, золотодобывающей и алмазодобывающей отраслей доля налогов не превышает 10% в цене реализации продукции.
Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин обратил внимание на то, что небольшое по сравнению с нефтяной отраслью налогообложение других сырьевых отраслей обеспечивает колоссальные денежные потоки, — которые направляются не на инвестиции, а «прежде всего на выплату дивидендов, выводимых, насколько можно понять, в офшоры».
Эксперт уточнил, что такие металлургические компании как «Норникель», НЛМК и ММК пересмотрели недавно свою дивидендную политику и направляют весь свободный денежный поток на выплаты акционерам. «Напомню, что более 90% уставного капитала этих компаний принадлежит иностранным акционерам. Большинство в совете директоров того же «Русала» составляют «независимые» американцы. При этом цены на продукцию металлургов систематически повышаются без какого-либо учета реальной ситуации в стране, становясь важным фактором блокирования ее экономического развития», — сказал Делягин.
Старший аналитик WMT Consult Валерий Андрианов отметил, что фискальный перекос возник при вступлении Российской Федерации в ВТО в 2012 году, когда ставки экспортных пошлин на ряд сырьевых товаров (в том числе, никель, алюминий и медь) существенно снизились, вплоть до обнуления. «При этом не было предпринято попыток компенсировать потери бюджета за счет увеличения НДПИ для компаний газовой и угледобывающей отраслей, черной и цветной металлургии, производителей минеральных удобрений, золотодобычи, алмазодобычи и других», — объяснил он.
Правительство в последние годы сталкивается с дефицитом бюджета и вынуждено постоянно искать пути для его пополнения. Решения часто принимаются непопулярные: наращивается госдолг, повышается НДФЛ или введен налог на депозиты. Между тем инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов уверен: «налоговая система России имеет потенциал как для увеличения бюджетных поступлений, так и устранения перекосов в фискальной нагрузке».
Суверов согласен с аналитиками из VYGON Consulting: «Основное бремя налоговой нагрузки лежит на нефтяной отрасли, обеспечивающей более 40% доходов бюджета, при том, что ее вес в ВВП значительно меньше и отрасли необходимо осуществлять крупные инвестиции в условиях ограничений по добыче в рамках сделки ОПЕК+».
В свою очередь, доцент Финансового университета при Правительстве Леонид Крутаков отмечает: «Налоговые диспропорции (здесь уместно более крепкое выражение) сложились исторически при вступлении России в ВТО в 2012 году. В последующем они только нарастали в связи со снижением (вплоть до обнуления) экспортных пошлин на ряд сырьевых товаров (никель, алюминий, медь и др.). Для понимания о каких суммах бюджетных потерь идет речь, приведу простейшие арифметические расчеты, буквально на коленке. Если привязать ставки НДПИ к экспортному "нетбэку" выручки сырьевых отраслей страны, то годовой эффект для бюджета составит 1,2 трлн рублей», — указал эксперт.
Валерий Андрианов предлагает для балансировки налоговой нагрузки и избавления от существующего межотраслевого перекоса, во-первых, ввести прогрессивные ставки НДПИ для компаний, деятельность которых связана с добычей полезных ископаемых и их поставкой на экспорт, а во-вторых, увеличить фискальные изъятия для компаний, не инвестирующих в развитие бизнеса в России и ориентированных на максимизацию дивидендных выплат акционерам с выводом их в оффшорные юрисдикции.
Сергей Суверов считает, что государству необходимо установить равные налоговые условия для различных отраслей, что будет способствовать оптимальному развитию экономики, без стрессов для нефтяной индустрии. Одним из вариантов может стать введение прогрессивного НДПИ для компаний, деятельность которых связана с добычей и экспортом природных ресурсов, что может принести бюджету дополнительные 1,2 трлн рублей, а вот дополнительная фискальная нагрузка нефтяников нецелесообразна и вредна, уверен эксперт.
По оценкам VYGON Consulting, за последние 5 лет уровень налоговой нагрузки в нефтяной отрасли, рассчитываемый как доля налогов в свободном денежном потоке, в 1,5-9 раз выше, чем в других сырьевых секторах экономики при значительно более низкой рентабельности EBITDA. Если привести налоговую нагрузку по всему сырьевому сектору к текущему уровню изъятий в нефтяной отрасли, то на основании данных за последние 5 лет потенциал изымаемой ренты можно оценить в 0,8—1,3 трлн рублей в год в зависимости от применяемого показателя для нормирования.
Если нормировать рентабельность банковского сектора в 2016-2018 гг. к среднему уровню предыдущих периодов в 19%, то в среднем за те же 5 лет сверхдоходы составили порядка 450 млрд рублей. А корректировка показателей рентабельности отечественных телекомов до уровня США может позволить изъять еще 115 млрд рублей. Таким образом, отмечают в VYGON Consulting, общий потенциал дополнительных изъятий сверхдоходов может составить до 1,7 трлн руб.