будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Налоговый туман

Обсуждение пакета налоговых законопроектов вступает в завершающую стадию. Медлить с его принятием (или непринятием) уже нельзя. Сегодня правительство одобрило основные параметры проекта федерального бюджета на 2004 год и на период до 2006 года. В них уже предполагаемые изменения заложены. Правда, к стимулированию роста экономики это не имеет отношения, что бы ни говорили об этом заинтересованные стороны.

Предложения по совершенствованию налогового законодательства, над которым одновременно работают и правительство, и Государственная дума, сводятся к следующему.

Во-первых, произойдет изменение в обложении газовой промышленности. Она сейчас выбивается из общего налогового пространства, так как для нее были придуманы специальные налоги, вроде акциза на газ, которые носят явно экстраординарный характер. Как правило, акцизы берутся с социально вредных товаров, вроде алкоголя и сигарет v газ к ним вроде бы не относится, поэтому и акциз с него брать не с руки. Осознав это, правительство готовится заменить его более высокой ставкой налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортной пошлиной. Со стороны депутатов возражений не последовало, так как правительство, кажется, учло пожелания всех заинтересованных сторон v НДПИ повышается, зато отменяется акциз для внутренних потребителей, поэтому общее налоговое бремя останется почти одинаковым. Отмена акциза для внешних потребителей значительной частью компенсируется ростом таможенного тарифа v с 5% до 20%. Таким образом, доходы бюджета не упадут. Ну и самих газодобытчиков не обидели, разрешив повысить внутрироссийские цены на газ с 2004 года на 20%.

Во-вторых, возможны изменения в ставках единого социального налога (ЕСН) и налога на имущество. Для ЕСН предлагается снизить ставки и уменьшить шкалу регрессии, а для налога на имущество предлагается повышение с одновременным исключением из налогооблагаемой базы части производственных активов.

Что же касается двух других налоговых новаций, то их принятие вряд ли будет происходить гладко. Правительство предлагает снизить налог на добавленную стоимость с 20% до 18% и отменить налог с продаж (5% стоимости товаров и услуг). Часть депутатов Госдумы во главе с вице-спикером Георгием Боосом выдвигает другой план v снизить НДС сразу до 16%, а вот налог с продаж оставить. При этом и те, и другие не поясняют, видимо считая это само собой разумеющимся, что «снижение» ставки НДС v это вовсе не снижение, а только ее выравнивание. Дело в том, что у нас существует две ставки НДС: полная v 20% стоимости товаров и услуг, и льготная v 10% стоимости товаров первой необходимости, куда входят продовольствие, детские товары и полиграфическая продукция. Говоря о «понижении» НДС, и депутаты, и правительство имеют в виду, что вместо двух ставок v общей и льготной, будет только одна. Для этого общую ставку снизят, а вот льготную, увы, повысят. То есть если эти налоговые модификации примут силу закона, то цены на наиболее значимые потребительские товары возрастут. И правительство с Думой спорят только о том, каких размеров будет этот рост.

Сочетание НДС и налога с продаж не является случайным. И тот, и другой являются налогами на потребление, которые платит каждый покупатель непосредственно при приобретении товаров в торговой сети. Между ними есть только два различия. Первое состоит в том, что налог с продаж полностью поступает в доходы региональных бюджетов, а НДС v в доход федерального бюджета. Другое различие связано с порядком уплаты этих налогов. Налог с продаж v это тот же НДС, только берется по упрощенной схеме v при реализации готового к употреблению товара розничному потребителю за наличный расчет. А вот НДС берется при каждом производственном переделе, начиная с добычи сырья и вплоть до изготовления и продажи готовой продукции. Каждая компания, которая хоть что-нибудь производит, при приобретении сырья или материалов сначала должна оплатить НДС, входящий в их цену, а потом, переработав купленное в следующий товар, снова включить НДС v уже в его цену, потом v отправить товар покупателю. После этого приходится ждать, когда покупатель за него расплатится, чтобы иметь возможность возместить себе ранее уплаченный налог по приобретенным сырью и материалам. Это ожидание растягивается на несколько месяцев, что вызывает серьезное недовольство со стороны налогоплательщиков.

Аргументируя снижение НДС необходимостью облегчить фискальное бремя на экономику, что должно якобы вызвать ускорение ее роста, и депутаты, и правительство, как и в случае с «понижением» ставки НДС, делают вид, что не знают, кто является плательщиком этого налога. Если их послушать, то получается, что плательщиками НДС являются предприятия, и именно из-за его непосильно высокой ставки промышленность никак не может сохранить высокие темпы роста. Стоит, мол, только эту ставку снизить, как маховик промышленного роста снова наберет обороты. Но конечными плательщиками-то НДС являются простые российские потребители, которые автоматически платят этот налог при покупке любого товара. А предприятия v это только посредники между населением и налоговыми органами, «налоговыми агентами», которые вносят этот налог в бюджет. И ничего больше. Поэтому изменение НДС их затронет только в части высвобождения оборотных средств. То есть требование снижения ставки этого налога вызвано желанием сократить «связываемую» ожиданием сумму или период, в течение которого она оказывается «связанной» Снизить период этого ожидания напрямую трудно, так как он зависит от времени изготовления и реализации продукции на следующих стадиях производственного процесса. А вот путем снижения ставки налога уменьшить количество денежных средств, выведенных из оборота очень даже возможно. Поэтому часть депутатов Госдумы и будет агитировать за снижение НДС и неприкосновенность налога с продаж, так как существование последнего на результаты финансовой деятельности корпораций не влияет.

Их позиция усиливается не только заинтересованностью промышленников в ускорении налогового оборота, но и желанием некоторых губернаторов сохранить в целости и сохранности доходную часть своих бюджетов. То есть предложение «сильно снизить НДС и оставить налог с продаж» играет на руку двум-трем регионам, где его поступления максимальны, и производственному сектору. Федеральному бюджету и населению это предложение в лучшем случае ничего не даст, а в худшем приведет к росту цен для населения и снижению сборов этого самого собираемого налога v для бюджета. Ну и, разумеется, это не приведет к ускорению экономического роста, так как снижение налогов на потребление может помочь производственному сектору только тогда, когда в экономики имеет место кризис сбыта. Чего сейчас в России, кажется, не наблюдается.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).