В главном офисе «Роснано» 28 июня открылась выставка «Жизнь 2.0. Предметно-пространственная среда через 10 лет», организованная в рамках социально-культурного проекта «Территория дизайна» Центра современного искусства «Винзавод».
Цель проекта – поддержать российских промышленных дизайнеров, дать молодым специалистам шанс реализовать свои идеи на практике и соединить их с потенциальными заказчиками. Как утверждает автор книги «Дизайн как он есть» Вячеслав Глазычев, влияние определенных теоретических концепций на мышление практиков оказывается сильнее, чем влияние практиков на теорию.
«Для нас вся эта история, помимо эстетического компонента, имеет еще и прикладную составляющую», - заявил, открывая выставку, глава «Роснано» Анатолий Чубайс. По его словам, пока в том, что делает «Роснано», очень плохо обстоит дело с промышленным дизайном. «Привнесение хорошего современного дизайна в те реальные продукты, которые делают наши проектные компании, способно очень позитивно повлиять на продажи, на бизнес. Но пока этого еще не сделано и это наше слабое место», - подчеркнул Чубайс.
Открывшаяся в цитадели российских нанотехнологий выставка как раз и призвана свести вместе молодых перспективных дизайнеров и производственников, способных заинтересоваться новыми идеями и разработками.
«В какой-то момент мы поняли, что дизайн нам необходим, - заявил в беседе с корреспондентом «Полит.ру» Михаил Слободинский, советник председателя правления «Роснано». - И так удачно сложилось, что «Винзавод» занялся промышленным дизайном – и мы со своей стороны пришли к понимаю того, что дизайн нам необходим». Так и получилась эта выставка.
На выставке в «Роснано» представлены 15 работ, вышедших в финал конкурса «Жизнь 2.0». Все они были созданы как ответ на вызовы времени и представляют собой предложения по решению насущных проблем современности. Поэтому немудрено, что большинство проектов относятся к созданию новых видов транспорта.
В частности, решению транспортной проблемы больших городов посвящены работа по созданию струнного транспорта студента МГХПА им. Строганова Дмитрия Погорелова «Москва без пробок: Общественно-личный транспорт», занявшая на конкурсе первое место, и проект летающего транспортного средства студента МГХПА им. Строганова Павла Чернышова, занявший второе место.
Третье место занял проект студентки Российской Академии Художеств Алины Романовой – «Строительство энергоэффективных домов на каркасе из полимер-древесного композитного материала».
Широкая география участников выставки, более 40 городов России – от Северодвинска до Оренбурга, от Екатеринбурга до Ставрополя - дает наглядное представление об особенностях российского промышленного дизайна, отмечается в пресс-релизе организаторов выставки.
«Мы рады, что объекты проектов будущего заинтересовали сотрудников «Роснано». Промышленные дизайнеры нуждаются в новых современных нанотехнологиях. А результаты идей участников конкурса «Жизнь 2.0» могут быть полезны госкорпорации и найти достойное применение в жизни», - уверена куратор проекта «Территория дизайна» Софья Пахарева.
И, судя по заинтересованности, которую высказали к выставке в «Роснано», ее надежды не лишены основания. По словам Михаила Слободинского, в ближайшие дни с выставкой и ее авторами познакомятся руководители сорока проектных компаний корпорации.
Из тех трех тысяч товаров, которые производит «Роснано», многие нуждаются в промышленном дизайне и по итогам выставки, вполне возможно, ее участники получат уже конкретные заказы, сказал Слободинский.
«Мы самым серьезным образом собираемся рассказать этим ребятам о том, что мы делаем, о тех материалах и технологиях, которые у нас уже есть на подходе, и будем внимательно следить, какие идеи у них появляются, - сообщил советник Чубайса. - Более того, мы хотим даже не просто объяснить им свойства этих материалов, но дать им с ними «поиграть», пощупать, попробовать свои силы».
«Условно говоря, мы создаем новые вещества, новые материалы, и нам нужны новые идеи, как эти материалы можно использовать», - резюмировал Слободинский.
В идеале, по его мнению, это не производственники должны приходить к дизайнерам и говорить «вот я изобрел новый материал, сделайте мне из него кофеварку», а дизайнер должен приходить и говорить «вот я придумал новую кофеварку – сделайте мне для нее материал».
Анатолий Чубайс, например, очень заинтересовался проектом сверхлегкого складного веломобиля с говорящим названием «Водомерка», конструкция которого построена на растяжках-тросах, что придает ему нужную прочность, несмотря на крайне «легковесный» вид. Однако на вопрос главы Роснано, сделаны ли расчеты прочности для этой конструкции, дизайнер честно ответил, что нет, это не его задача – для этого нужна команда инженеров.
Дизайнер, таким образом, рождает идею, а инженеры и создатели новых материалов уже придумывают, как воплотить ее в жизнь.
Конечно, порой дизайнеры выдвигают совсем уж фантастические идеи, реализация которых – дело далеко не ближайшего будущего. Такие, например, как проект Никиты Павлова «выращивать» транспортные средства из нанодревесины с уже заложенными в ДНК конструктивными параметрами.
«А это ничего, что он будет расти года три-четыре как минимум?» - с сомнением спросил глава «Роснано», нисколько, впрочем, не усомнившись в самой идее выращивания веломобиля из нанодерева. «Ну, лет через 10-15 наверняка придумают, как ускорить рост», - оптимистично заявил Никита.
Возможно, именно из таких немножко «сумасшедших» идей и вырастает сегодня наше «завтра».