Рынок краудфандинга показывает устойчивый рост последние несколько лет. В то же время этому способу получения средств сопутствует множество рисков , пока не снятых соответствующим законом.
В первом квартале 2018 года объем рынка краудфинансирования превысил 2,33 млрд руб, в 1,6 раза превзойдя аналогичный показатель 2017 года, отметил Банк России. Он определяет краудфандинг как механизм привлечения заемных средств либо коллективного финансирования компаний или проектов с использованием интернет-платформ.
Как пишет газета «Коммерсантъ», за 2017 год общий объем рынка краудфандинга увеличился более чем на 80% в сравнении с 2016 годом. Опрошенные изданием эксперты прогнозируют, что в 2018 году он может вырасти еще в несколько раз. Именно его бурный рост заставил Банк России задуматься урегулирование этого рынка.
Законопроект о краудфандинге был подготовлен и внесен в Госдуму; в середине мая он прошел первое чтение. Однако к первому июля, как планировалось, он принят не был. Издание отмечает, что пока неясно, когда состоится второе чтение документа. Не исключено, что это произойдет уже во время осенней сессии Госдумы.
Пока же участники рынка вынуждены задумываться о саморегулировании. Обсуждается, например, идея создать ассоциацию участников рынка краудфинансов, которая защищала бы интересы инвесторов и заемщиков и помогала бы объединить используемые площадки. В Банке России журналистам заявили, что поддерживают процесс самоорганизации рынка.
Об особенностях краудфандинга как механизма с «Полит.ру» поговорил Сергей Романчук, президент ACI Russia, руководитель операций на валютном и денежном рынке АКБ «Металлинвестбанк».
«Суммы, которые приводит Банка России, характеризуя объем краудфандинга, слишком незначительны для того, чтобы сравнивать эти объемы с банковским финансированием. То есть краудфандинг пока является незначительным нишевым продуктом и может быть востребован только в некоторых специфических случаях.
Особенностью механизма краудфандинга является отсутствие посредника, который берет на себя риски финансирования. Соответственно, нет и сложной процедуры, которая является барьером для входа на фондовый рынок, когда компания, которая хочет привлечь финансирование, пытается размещать свои акции или же занимать в долг. По сути же дела, это обычные механизмы фондового рынка — они сделаны так, чтобы работать в большинстве случаев. Но благодаря развитию технологий, которые позволяют осуществлять краудфандинг, некоторые компании пытаются посредничества избежать.
Тем самым инвесторы, который участвует в этих краудфандинговых схемах, подвергаются несколько большему риску, чем если это происходит стандартным образом. С другой стороны, создатели каких-то продуктов могут тестировать свои идеи и находить финансирование напрямую. По крайней мере некоторые международные проекты (если мы говорим уже не о чисто российской статистике, а о глобальной) на известных краудфандинговых платформах добиваются успеха. Примером может служить тот же Kickstarter, на котором основана куча компаний (в том числе выходцами из России).
Краудфандинг как механизм абсолютно не является конкурентом банковскому финансированию — это игра в нише венчурных проектов. И, как с венчурными проектами, можно говорить об удаче, если идея сработает и компания "взлетит" — как правило же, следует ожидать неудачи, потери инвестиций. Положительных исходов значительно меньше; но зато и отдача может быть большая. Если проект "выстреливает" в ранней стадии, когда он ищет финансирование путем краудфандинга, то вложения инвесторов могут увеличиться в десятки и даже в сотни раз.
Вообще крадфандинговые платформы стараются вводить механизмы, которые ограждали бы от мошенничества. Но инвестиции в новые компании естественным образом несут риск того, что бизнес-идея не сработает. И безо всякого мошенничества деньги могут быть потрачены впустую — компания "не взлетит". То есть речь в любом случае идет о довольно высокорискованных инвестициях.
Возможно, закон "О краудфандинге", будучи принят, мог бы стимулировать его развитие. Но пока краудфандинг в основном развивается вне России. А вот для чего краудфандинг подходит, если говорить в широком контексте, так это для разного рода благотворительных проектов. Там плательщик изначально является жертвователем и не ждет непосредственной финансовый отдачи, понимая, что в виде денег к нему его инвестиции не вернутся. Может быть, они вернутся в виде чего-то другого: благотворительной помощи, поставленного спектакля, снятого фильма.
При этом проекты, использующие краудфандинг, необязательно принадлежат какой-то одной конкретной сфере. Тут важно лишь, что для начального финансирования они используют этот механизм, который позволяет "обкатать" идею, запустить, создать какой-то ограниченный понятный проект, который требует понятных затрат. И здесь еще важно правильно подсветить историю, чтобы привлечь к ней большое количество людей.
Так что с точки зрения тех, кто вкладывает деньги, любой краудфандинг подразумевает историю достаточно широкую. Но с точки зрения объема финансирования это — незначительный нишевый продукт, которому тяжело конкурировать с традиционными механизмами кредитования. Тем не менее, в силу повсеместного проникновения интернета, все больше диджитализации всего и вся, в силу развития технологий (в том числе блокчейна, который позволяет формализовать с помощью смарт-контрактов правила инвестирования) этот механизм будет получать все большее распространение.
Не исключено, что он будет расти на десятки процентов в год, а возможно, и в разы. Но просто база очень низкая, так что конкуренции с банковским кредитованием пока всерьез речи не идет. Возможно, она идет только с точки зрения стартапов и венчурных проектов, в которых краудфандеры все более играют заметную роль», — сказал Сергей Романчук.