будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
госбюджет
Июль 1, 2025
Хозяйство
Блохина Мария

Наутро. 10 сентября

 

В четверг появилась информация, что правительство фиксирует первые признаки бюджетного кризиса. Об этом сообщает РБК со ссылкой на отчет Министерства финансов об исполнении бюджета за первую половину 2015 года. Из документа следует, что за этот период доходы от нефти и газа в бюджете сократились впервые за последние пять лет. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года федеральный бюджет недополучил 727 миллиардов рублей. Причина — падение стоимости нефти почти вдвое. 

При этом сообщается, что остальные доходы бюджета, не связанные с топливным сектором, не сильно изменились, и потому не смогли сбалансировать доходную часть. Таким образом, доходы федерального бюджета за первое полугодие сократились на 650 миллиардов рублей, или на 2,5% ВВП.

По словам председателя правительства Дмитрия Медведва, впервые за несколько лет более половины доходной части бюджета сформировано за счет доходов не нефтегазового сектора.

Старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС Арсений Мамедов в беседе с «Полит.ру» прокомментировал проблемы федерального бюджета: «Действительно ситуация достаточно серьезная. Если мы говорим о доходах федерального бюджета, то в первую очередь это связано с динамикой цен на нефть. При этом падение доходов от нефтегазового сектора происходит еще и от введения так называемого налогового маневра, когда мы поэтапно снижаем ставки госпошлин и повышаем НДПИ на углеводороды. В условиях падающих цен на нефть это создает дополнительные проблемы. То, что налоговый маневр начался в условиях резкого падения цен на нефть, играет определенную роль», — говорит он.

По словам Мамедова, у доходной части федерального бюджета действительно есть очень серьезные проблемы: «Ненефтегазовые доходы не компенсируют и не могут компенсировать выпадающие нефтегазовые доходы, потому что у нас происходит падение ВВП и экономической активности», — поясняет эксперт.

«Можно обсуждать формальные критерии начала рецессии — это отдельный момент. Но в условиях, которые, если не кризисные, то уж точно предкризисные, ожидать, что у нас ненефтегазовые доходы тоже могут существенно расти, да еще чтобы компенсировать недобор по нефтегазовым доходам, просто невозможно. Именно поэтому уже в этом году происходит активное использование резервного фонда»,—добавляет Арсений Мамедов.

Он подчеркивает, что продолжение падения цен на нефть создаст очень серьезный риск для сбалансированности бюджетной системы в принципе: «С точки зрения рисков, в этой ситуации важен тот факт, что у нас сейчас внесены процессуальные изменения в рамках  принятия бюджета на следующий год, который будет утверждаться в 20-х числах октября. Соответственно, скорее всего, сейчас готовится новый прогноз Минэкономразвития, который станет еще более пессимистичным, чем тот, который есть сейчас», — говорит эксперт, подчеркивая тот факт, что новый бюджет будет утверждаться всего на один год.

По словам Мамедова, это решение объясняется тем, что ситуация достаточно серьезная, не совсем понятно, что будет происходить с ценами на нефть, и поэтому наблюдается постепенный уход от бюджетного планирования. «Велика вероятность, что мы постепенно будем опять переходить к ручному управлению, которое активно использовалось в кризис 2008-2009 годов», — добавляет эксперт РАНХиГС.

Арсений Мамедов объясняет, что для того, чтобы предотвратить исчерпание средств, накопленных в суверенных фондах (Резервном фонде и Фонде национального благосостояния), как раз и было решено отказаться от норм бюджетного кодекса, которые регулируют верхнюю и нижнюю планку объема расходов. «То есть пока точно не известно, по каким параметрам будет вноситься бюджет на следующий год. По-видимому, расходы будут даже ниже, чем допускало бюджетное законодательство до последнего времени и до внесения изменений»,— допускает эксперт.

«Это как раз делается именно для того, чтобы предотвратить быстрое исчерпание резервного фонда. Если цены на нефть упадут, предположим, до 20 долларов за баррель, как некий кризисный сценарий, и при этом, допустим, будет ухудшаться ситуация на Украине, а против России будет введен новый пакет санкций, то, безусловно, это создаст дополнительные риски. В принципе, возможность израсходовать накопленные резервы очевидна, и это не сложно без существенного сокращения расходов», — говорит Мамедов.

«С другой стороны, мы понимаем, что следующий год — предвыборный, что тоже накладывает определенные ограничения, например, на сокращение социальных расходов. Поэтому то, что эти резервы будут уменьшаться — это почти точно. Насколько удастся их растянуть на наиболее сложный период и предотвратить ситуацию отсутствия резервов и низкого уровня доходов, которые еще не начали восстанавливаться, как раз это тот самый вопрос, который правительство и Минфин пытаются решить с точки зрения планирования объема расходов», — заключает Арсений Мамедов. 

Доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ имени Г.В.Плеханова Владимир Колмаков в эфире РБК-ТВ рассказал, почему ситуацию нельзя исправить через повышение налогов: «Надо признать, что в сравнительном плане у нас не самая жесткая налоговая система, даже если сравнивать с Европой. Наш режим многим понятен, и тот период стабильности позволил бизнесу сформировать адекватные финансовые модели, оптимизировать налоги и в этом контексте никто сегодня не заинтересован, чтобы что-то менялось. Если мы идем по пути ужесточения налогового законодательства, бизнес нам однозначно просемафорит уходом в тень. Сначала работники, а потом все остальное по цепочке».

Блохина Мария
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).