будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
автопром экономический кризис
Май 24, 2025
Хозяйство
Блохина Мария

Наутро. 11 марта

Наутро. 11 марта
avtorynok
Салон продажи автомобилей. Источник: Фото: uincar.ru
 

Автомобильный рынок России сейчас переживает не лучшие времена. За ажиотажным спросом на автомобили, который всколыхнул рынок в конце прошлого года, пришелся полноценный кризис — за февраль продажи в этом сегменте сократились больше чем на треть. Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) подсчитала, что падение авторынка в России составило 37,9%. Причем такая тенденция наблюдается с самого начала 2015 года, то есть уже два месяца.

Подсчеты продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей, которые провела АЕБ, отражают ситуацию, согласно которой в январе и феврале текущего года, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, показатели упали у подавляющего большинство автомобильных марок. Исключением стали корейская Hyunda (4%), которая до последнего сдерживала рост цен, китайская Haima (49%) и японская Isuzu (212%). Также в плюсе остались премиумные марки автомобилей: BMW (3%), Lexus (4%), Mercedes-Benz (18%) и  Porsche (92%).

Сильнее всего сократились продажи испанского SEAT (-82%), который и так уже покинул российский рынок, японской Honda (-86%), почти всех французских марок: Peugeot (-81%), Opel (-82%), Citroen (-78%). Американские автомобильные марки Ford и Chevrolet тоже оказались в минусе: их продажи сократились на 70% и 71% соответственно.

Старший преподаватель кафедры развития бизнеса и менеджмента Высшей школы международного бизнеса РАНХиГС, кандидат экономических наук Константин Бокшицкий считает, что такая ситуация затянется: «Падение прекратится когда-нибудь», — с уверенностью утверждает он, добавляя, что вечным оно явно не будет. «Как мы видели, ситуация на рынке в январе-феврале стала результатом избыточных покупок в конце года, когда люди спасали обесценивающиеся деньги», — говорит эксперт. По его словам, объемы закупленных автомобилей «впрок», оценить трудно, но по его предположениям, примерно в течение года острой необходимости в автомобилях не возникнет.

«Все, кто в 2015 году готов был купить автомобиль, уже сделали это в конце 2014. Поэтому предполагаю, что возможно еще март-апрель спрос будет падать, свалится до уровня 15-20% от показателей прошлого года и в этих 15-20% будем жить примерно до конца года», — считает Бокшицкий. «Поводов для покупки автомобиля сейчас нет никаких, то есть это никак не очевидное решение пойти сейчас к дилеру и купить новую машину. Будут доезжать на том, что есть», — рассуждает эксперт РАНХиГС, добавляя, что хочется надеяться, что хотя бы через год начнется оживление.

«Идея в том, что кризис, конечно, действительно серьезный и заметный, но люди продолжают жить и продолжают что-то покупать. Поэтому искренне надеюсь, что мы как-нибудь доживем сейчас этот год, а к концу года начнем постепенно оживать. И уже к следующему году будет чуть лучше, но это не значит, что будет так же, как было в 2013 или 2012 году. Мы еще не скоро вернемся к докризисным объемам продаж», — говорит Бокшицкий.

На вопрос о том, будут ли автодилеры уходить с рынка в том случае, если падение спроса продолжится и затянется на длительный срок, Константин Бокшицкий ответил, что это наиболее очевидный сценарий: «Мне трудно поверить, что все компании в этом бизнесе переживут этот кризис. Так никогда не было, в этом суть любого кризисного явления. Оно всегда бьет по наименее сильным компаниям. Слабые обязательно будут уходить, но это не значит, что уйдут все. Останутся те, кто смогут выжить и смогут изменить свой бизнес таким образом, чтобы в кризисных условиях нормально существовать».

Эксперт считает, что в таких условиях у предпринимателей появляются очень интересные стратегии: «Если ты перестаешь мечтать о том, что ты переживешь этот кризис, а можешь трезво, с цифрами, оценить свою способность и осознать, что ты гарантировано уйдешь, тогда у тебя появляются очень интересные стратегии по выходу из этого бизнеса. Худший из возможных вариантов - ты будешь жадничать, будешь держаться до последнего, будешь мечтать о том, что кризис закончится завтра, будешь влезать в долги, потом ты не сможешь их вернуть и начнешь обманывать своих партнеров. И в итоге ты выйдешь из кризиса, не только потеряв бизнес, а потеряв деловую репутацию, честь и достоинство. И я думаю, что такие выходы тоже будут», — уверен Константин Бокшицкий.

«Но если на сегодняшний день у нас есть возможность спрогнозировать будущее развитие экономики, которое, действительно, будет кризисным и тяжелым, мы можем формировать стратегии, которые не будут доводить нас до такого состояния. Мы можем просто понимать, что можно выбирать наиболее удобное время для выхода, когда можно продать кого-то из оставшихся клиентов, продать какой-то актив, когда можно уйти, не накопив бессмысленных долгов», — рассуждает  Бокшицкий. Он уверен, что нет ничего страшного и стыдного в том, чтобы уйти из бизнеса или с рынка в период кризиса. «Страшно сделать это глупо, непрофессионально и с ущербом для своих партнеров», — заключает он.

Консультант департамента исследований автомобильного рынка консалтинговой компании Frost & Sullivan Анна Озделен напоминает, что на состояние российской экономики и спроса населения влияет целый ряд факторов: «В декабре 2014 года мы наблюдали увеличение продаж на 2,4% по сравнению с декабрем 2013 года. Подобное увеличение потребительской активности было связано с ожиданиями роста цен на автомобили в 2015 году», — напоминает она. Эксперт Frost & Sullivan  уверена, что на сегодняшний день экономическая ситуация в России далека от стабильности. «Несмотря на соглашения, достигнутые в феврале в Минске по вопросам на Украине, кризис по-прежнему продолжается. Не затихают дискуссии относительно введения новых санкций против России. К тому же российская экономика значительно пострадала от падения цен на нефть», — отмечает Озделен.

«На продажи новых автомобилей в этом году влияет сокращение доходов населения, рост безработицы и инфляции в стране. Покупательская способность в России значительно сократилась, продажи 2015 года, согласно прогнозам, будут ниже аналогичных показателей в 2014 году», — констатирует консультант автомобильного рынка. По ее мнению, стабилизация на автомобильном рынке наступит тогда, когда разрешится геополитическая напряженность и стабилизируются цены на нефть. Предположительно, это произойдет не раньше 2016 года.

Однако прогноз о положении автодилеров в России, который дает Анна Озделен, отчасти  оптимистичнее: «Мы уже стали свидетелями ухода с рынка автодилеров с региональных рынков. Мы ожидаем, что число официальных  автодилеров  сократится на 15%-18% в 2015 году», — предполагает она.

Прогноз, который делает эксперт по кредитным продуктам портала banki.ru Ирина Чебалова, тоже не очень радостный: «Эксперты предполагают, что при самом негативном сценарии падение продаж автомобилей в текущем году может составить до 50%. Основная причина спада автомобильного рынка, конечно же, увеличение цен на авто и ажиотаж конца 2014 года. Те, кто планировал купить автомобиль в 2015 году, поторопились приобрести его раньше. Также влияние оказало и повышение годовых ставок по автокредитным программам, которое произошло в результате увеличения Центробанком ключевой ставки. В России существенная часть автомобилей приобретается в кредит (в 2014 году этот показатель составил 37% от всех проданных автомобилей)», — рассуждает эксперт banki.ru. 

Ирина Чебалова  замечает, что автомобильный рынок и рынок автокредитования взаимозависимы: «Те, кто готов взять кредит по нынешним ставкам, может не решиться на этот шаг по причине подорожания самого авто. И наоборот — причиной отказа от покупки может послужить высокая годовая ставка по кредиту. Для большинства людей играют роль конечно оба фактора», — говорит она. 

При этом, по ее словам, сейчас большая часть банков все же предоставляет автокредиты, хотя некоторые кредитные организации временно или уже окончательно отказались от услуги автокредитования. При этом есть и те, кто постепенно снижают годовые ставки, реагируя на решения Цетробанка по ключевой ставке, но таких совсем не много.

«На данный момент в качестве мер по поддержке автомобильного рынка Минпромторг рассматривает операционный лизинг и льготное автокредитование. Ни сроков реализации, ни формата проведения акций пока не было озвучено. Ранее льготное автокредитование не раз спасало автомобильный рынок от сильного падения. Суть программы заключалась в том, что государство компенсировало банку, выдавшему автокредит, 2/3 ставки рефинансирования. Тем самым итоговая переплата по кредиту для заемщика становилась значительно меньше», — резюмирует Чебалова.

Блохина Мария
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).