Директор налогового департамента Министерства финансов Илья Трунин в интервью «Ведомостям» рассказал, что министерство предложит снижение пошлины на нефть до нуля. По словам Трунина, дальнейшее снижение пошлин на нефть и нефтепродукты неизбежно, оно будет постепенно продолжаться после 2018 года, а к 2025 году пошлины полностью обнулятся. График и параметры этого снижения будут установлены после 2018 года, когда текущий трехлетний налоговый маневр завершится, а его результаты будут проанализированы.
Управленец говорит, что снижение пошлины с 42% до 30% сделало возможным ее обнуление впоследствии. Особенно в том случае, если цены на нефть останутся низкими. «Пошлины должны быть экстренным способом реагирования, а не частью налоговой системы», — сказал Трунин. Он считает, что сейчас пошлина на нефть служит не только для пополнения бюджета, но и является формой скрытого субсидирования нефтепереработки, способом удержания не очень высокой внутренней цены на нефть.
Тем не менее в Минфине уверены, что это не сработало, так как средняя глубина нефтепереработки остается ниже 75%, что проигрывает в сравнении с западными НПЗ, где этот же показатель выше 90%.
Важной проблемой в сложившейся ситуации также является и субсидирование нефтеперерабатывающей отрасли Белоруссии, которая, являясь членом Евразийского экономического союза, получает российскую нефть по внутренним ценам. Когда через десять лет будут сняты квоты и компенсации пошлин, эта ситуация может лишь усугубиться, а Белоруссия может установить экспортные пошлины ниже российских, что подтолкнет компании экспортировать нефть через Белоруссию.
Профессор кафедры государственного регулирования экономики Института государственной службы и управления РАНХиГС Ольга Маликова считает, что ключевым вопросом на сегодняшний день является создание условий для развития внутреннего рынка и более глубокой переработки углеводородов. «Поскольку снижение экспортной пошлины предполагается проводить практически параллельно с повышением налога на добычу полезных ископаемых, в частности НДПИ на газ планируется увеличить в 6,5 раз, а на нефть — в 1,7 раза, к введению данной меры нужно подходить весьма осторожно. Принципиально важно, чтобы сохранились условия для развития внутреннего рынка и обрабатывающих производств в Российской Федерации», — считает профессор РАНХиГС.
Ее коллега, заведующий кафедрой государственного регулирования экономики ИОН РАНХиГС, профессор Владимир Климанов не уверен, что сейчас есть смысл делать какие-то долгосрочные прогнозы: «Уже достаточно давно, в течение нескольких лет, идет дискуссия о том, что пошлина сокращается, а налог на добычу полезных ископаемых по нефтепродуктам возрастает. Реально этот механизм стал прорабатываться и внедряться с 2015 года, но оценить его реальные последствия в прогнозируемой перспективе достаточно сложно, потому что сам механизм прорабатывался в условиях высоких цен на нефть, которые были последние годы. В условиях, когда цена на нефть сильно упала и остается низкой уже достаточно продолжительное время, предсказать дальнейшее развитие ситуации и то, как будут формироваться таможенные и налоговые отчисления по добыче и экспорту нефти, достаточно сложно», — говорит Климанов.
По его словам, новая схема рассчитана на другую ситуацию с мировыми ценами на нефть: «Этот механизм работал бы в полной мере, если бы цены на нефть были высокими, и тогда разница в ценах на нефть на внутреннем и внешнем рынке снижалась бы, и доходы в бюджет росли бы опережающими темпами, чем это было бы при нынешней или предшествующей системе налогового или таможенного обложения», — рассуждает эксперт.
Он также считает, что необходимо продумывать и просчитывать все возможные варианты дальнейшего развития событий: «Оценка этого налогового маневра требует дополнительного просчета, потому что в условиях низкой цены на нефть, выгода от того, что мы обнулим таможенную пошлину и будем продавать относительно дешевую нефть на внешние рынки, не очень понятна. Мне кажется, здесь требуются дополнительные просчеты в том числе и в разных сценариях развития ситуации: когда цена на нефть будет оставаться низкой, когда она станет еще ниже, или когда она вдруг резко пойдет наверх», — заключает Владимир Климанов.
По мнению экспертов компании Vygon Consulting, одним из неприятных последствий подобного решения для россиян может стать повышение цен на бензин, и этот рост будет зависеть от мировых цен на нефть. Если нефть будет стоить 70 долларов за баррель, то бензин в России подорожает на 2 рубля, а если достигнет уровня в 100 долларов, то на 2,6 рубля. Главный аналитик «Алгоритм. Топливный интегратор» Виктор Костюков в интервью «Российской газете» заявил, что падение цен на нефть как раз спасло россиян от повышения цен на бензин. «Если бы не оно, бензин в рознице в этом году прибавил бы примерно 3 рубля к уровню прошлого года», — сказал он.
Специалист отдела мониторинга ТЭК компании «ОМТ-Консалт» Валентина Яшкина считает, что меры, предпринимаемые в этом направлении, не могут оказаться выгодными для всех сторон: «Анализируя проводимую политику государства и риски, связанные с выбранным курсом, складывается довольно негативное мнение на долгосрочную перспективу, — говорит она. —Данная многоходовая комбинация, названная «большим налоговым маневром», призвана снизить экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты с одновременным повышением НДПИ и уменьшением акцизов на нефтепродукту. Задача состояла в том, чтобы выиграли и государство и нефтяники. Но может ли такое быть вообще? Если кто-то выигрывает, то кто-то должен проиграть».
«Каждая тонна добытой нефти, отправленной на экспорт, при сравнении нынешней системы налогов, и той, которая была в 2014 году, эффективная совокупная ставка налогов даже несколько снижается, но доля экспорта за предыдущие 10 лет составляла не более 55% и как следствие, налоговая нагрузка, рассчитанная от выручки, только растет», — замечает Яшкина, добавляя, что при возможном снижении доли экспорта, налоговая нагрузка будет и дальше продолжать расти.
«Чтобы избежать таких последствий предполагается постепенное обнуление экспортной пошлины, и практически автоматический рост цен на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке. Соответственно, поступления в бюджет будут увеличиваться. С экономической точки зрения, в ближайшей перспективе такое действие оправдано, ведь за счет наличия пошлины, нефть для России и Белоруссии более премиальна, чем за пределами единого экономического пространства. Хотелось бы отметить, что рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке в первом квартале 2015 года сдержали низкие цены на нефть, — рассуждает эксперт «ОМТ-Консалт». — Получается, что в любом разумном диапазоне цен на нефть, Минфин должен существенно увеличить доходы бюджета в будущем».
По словам Валентины Яшкиной, есть и еще одна причина и в то же время последствие от обнуления пошлин на нефть и нефтепродукты: «Предполагается, что реализация маневра должна повысить конкурентноспособность российских нефтепродуктов. Нефтепереработка находится в условиях так называемого скрытого субсидирования. Это вызвано более дорогой пошлиной на нефть по сравнению с нефтепродуктами, то есть реализация нефтепродуктов на экспорт более выгодна. При обнулении пошлин и одновременном выравнивании цен на внутреннем и внешнем рынке, такая премиальность исчезает. Но здесь есть один нюанс – логистика. Если европейские заводы расположены вблизи логистических центров (портов), то расположение Российских НПЗ предполагает более значительные затраты на логистику. Налоговый маневр пока что сохраняет эту разницу в пошлинах, что не вызывает желания у нефтепереработчиков модернизировать производство для улучшения качества произведенных нефтепродуктов», — рассуждает аналитик.
Она отмечает, что отмена экспортной пошлины вынудит НПЗ производить модернизацию производства, а увеличение НДПИ приведет к удорожанию нефти, используемой в качестве сырья, и как следствие, будет происходить снижение рентабельности. «Существует большой риск того, что нефтепереработчики переложат увеличившиеся издержки на плечи потребителей. Конечно остается еще один регулятор внутренних цен – акцизы. Но если снижения акцизов не произойдет, то в долгосрочной перспективе мы увидим постепенное увеличение инфляции и сокращение ВВП», — резюмирует специалист «ОМТ-Консалт» Валентина Яшкина.
Напомним, что с 1 мая этого года пошлина на экспорт нефти была снижена сразу более чем на 14 долларов и составила 116,5 долларов за тонну. Месяцем ранее эта пошлина составляла 130,8 доллара. При этом с 1 февраля 2015 года была обнулена пошлина на экспорт нефти Восточной Сибири, каспийских месторождений и Приразломного месторождения. Это решение было вызвано падением стоимости нефти до 65 долларов за баррель.