будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минфин нефть
Июль 3, 2025
Хозяйство
Блохина Мария

Наутро. 13 мая

Наутро. 13 мая
oil
Нефть. Источник: Фото: ipaa.org
 

Директор налогового департамента Министерства финансов Илья Трунин в интервью «Ведомостям» рассказал, что министерство предложит снижение пошлины на нефть до нуля. По словам Трунина, дальнейшее снижение пошлин на нефть и нефтепродукты неизбежно, оно будет постепенно продолжаться после 2018 года, а к 2025 году пошлины полностью обнулятся. График и параметры этого снижения будут установлены после 2018 года, когда текущий трехлетний налоговый маневр завершится, а его результаты будут проанализированы.

Управленец говорит, что снижение пошлины с 42% до 30% сделало возможным ее обнуление впоследствии. Особенно в том случае, если цены на нефть останутся низкими. «Пошлины должны быть экстренным способом реагирования, а не частью налоговой системы», — сказал Трунин. Он считает, что сейчас пошлина на нефть служит не только для пополнения бюджета, но и является формой скрытого субсидирования нефтепереработки, способом удержания не очень высокой внутренней цены на нефть.

Тем не менее в Минфине уверены, что это не сработало, так как средняя глубина нефтепереработки остается ниже 75%, что проигрывает в сравнении с западными НПЗ, где этот же показатель выше 90%.

Важной проблемой в сложившейся ситуации также является и субсидирование нефтеперерабатывающей отрасли Белоруссии, которая, являясь членом Евразийского экономического союза, получает российскую нефть по внутренним ценам. Когда через десять лет будут сняты квоты и компенсации пошлин, эта ситуация может лишь усугубиться, а Белоруссия может установить экспортные пошлины ниже российских, что подтолкнет компании экспортировать нефть через Белоруссию.

Профессор кафедры государственного регулирования экономики Института государственной службы и управления РАНХиГС Ольга Маликова считает, что ключевым вопросом на сегодняшний день является создание условий для развития внутреннего рынка и более глубокой переработки углеводородов. «Поскольку снижение экспортной пошлины предполагается проводить практически параллельно с повышением налога на добычу полезных ископаемых, в частности НДПИ на газ планируется увеличить в 6,5 раз, а на нефть — в 1,7 раза, к введению данной меры нужно подходить весьма осторожно. Принципиально важно, чтобы сохранились условия для развития внутреннего рынка и обрабатывающих производств в Российской Федерации», — считает профессор РАНХиГС.

Ее коллега, заведующий кафедрой государственного регулирования экономики ИОН РАНХиГС, профессор Владимир Климанов не уверен, что сейчас есть смысл делать какие-то долгосрочные прогнозы: «Уже достаточно давно, в течение нескольких лет, идет дискуссия о том, что пошлина сокращается, а налог на добычу полезных ископаемых по нефтепродуктам возрастает. Реально этот механизм стал прорабатываться и внедряться с 2015 года, но оценить его реальные последствия в прогнозируемой перспективе достаточно сложно, потому что сам механизм прорабатывался в условиях высоких цен на нефть, которые были последние годы. В условиях, когда цена на нефть сильно упала и остается низкой уже достаточно продолжительное время, предсказать дальнейшее развитие ситуации и то, как будут формироваться таможенные и налоговые отчисления по добыче и экспорту нефти, достаточно сложно», — говорит Климанов.

По его словам, новая схема рассчитана на другую ситуацию с мировыми ценами на нефть: «Этот механизм работал бы в полной мере, если бы цены на нефть были высокими, и тогда разница в ценах на нефть на внутреннем и внешнем рынке снижалась бы, и доходы в бюджет росли бы опережающими темпами, чем это было бы при нынешней или предшествующей системе налогового или таможенного обложения», — рассуждает эксперт.

Он также считает, что необходимо продумывать и просчитывать все возможные варианты дальнейшего развития событий: «Оценка этого налогового маневра требует дополнительного просчета, потому что в условиях низкой цены на нефть, выгода от того, что мы обнулим таможенную пошлину и будем продавать относительно дешевую нефть на внешние рынки, не очень понятна. Мне кажется, здесь требуются дополнительные просчеты в том числе и в разных сценариях развития ситуации: когда цена на нефть будет оставаться низкой, когда она станет еще ниже, или когда она вдруг резко пойдет наверх», — заключает Владимир Климанов.

По мнению экспертов компании Vygon Consulting, одним из неприятных последствий подобного решения для россиян может стать повышение цен на бензин, и этот рост будет зависеть от мировых цен на нефть. Если нефть будет стоить 70 долларов за баррель, то бензин в России подорожает на 2 рубля, а если достигнет уровня в 100 долларов, то на 2,6 рубля. Главный аналитик «Алгоритм. Топливный интегратор» Виктор Костюков в интервью «Российской газете» заявил, что падение цен на нефть как раз спасло россиян от повышения цен на бензин. «Если бы не оно, бензин в рознице в этом году прибавил бы примерно 3 рубля к уровню прошлого года», — сказал он.

Специалист отдела мониторинга ТЭК компании «ОМТ-Консалт» Валентина Яшкина считает, что меры, предпринимаемые в этом направлении, не могут оказаться выгодными для всех сторон: «Анализируя проводимую политику государства и риски, связанные с выбранным курсом, складывается довольно негативное мнение на долгосрочную перспективу, — говорит она. —Данная многоходовая комбинация, названная «большим налоговым маневром», призвана снизить экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты с одновременным повышением НДПИ и уменьшением акцизов на нефтепродукту. Задача состояла в том, чтобы выиграли и государство и нефтяники. Но может ли такое быть вообще? Если кто-то выигрывает, то кто-то должен проиграть». 

«Каждая тонна добытой нефти, отправленной на экспорт, при сравнении нынешней системы налогов, и той, которая была в 2014 году, эффективная совокупная ставка налогов даже несколько снижается, но доля экспорта за предыдущие 10 лет составляла не более 55% и как следствие, налоговая нагрузка, рассчитанная от выручки, только растет», — замечает Яшкина, добавляя, что при возможном снижении доли экспорта, налоговая нагрузка будет и дальше продолжать расти. 

«Чтобы избежать таких последствий предполагается постепенное обнуление экспортной пошлины, и практически автоматический рост цен на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке. Соответственно, поступления в бюджет будут увеличиваться. С экономической точки зрения, в ближайшей перспективе такое действие оправдано, ведь за счет наличия пошлины, нефть для России и Белоруссии более премиальна, чем за пределами единого экономического пространства. Хотелось бы отметить, что рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке в первом квартале 2015 года сдержали низкие цены на нефть, — рассуждает эксперт «ОМТ-Консалт». — Получается, что в любом разумном диапазоне цен на нефть, Минфин должен существенно увеличить доходы бюджета в будущем».  

По словам Валентины Яшкиной, есть и еще одна причина и в то же время последствие от обнуления пошлин на нефть и нефтепродукты: «Предполагается, что реализация маневра должна повысить конкурентноспособность российских нефтепродуктов. Нефтепереработка находится в условиях так называемого скрытого субсидирования. Это вызвано более дорогой пошлиной на нефть по сравнению с нефтепродуктами, то есть реализация нефтепродуктов на экспорт более выгодна. При обнулении пошлин и одновременном выравнивании цен на внутреннем и внешнем рынке, такая премиальность исчезает. Но здесь есть один нюанс – логистика. Если европейские заводы расположены вблизи логистических центров (портов), то расположение Российских НПЗ предполагает более значительные затраты на логистику. Налоговый маневр пока что сохраняет эту разницу в пошлинах, что не вызывает желания у нефтепереработчиков модернизировать производство для улучшения качества произведенных нефтепродуктов», — рассуждает аналитик. 

Она отмечает, что отмена экспортной пошлины вынудит НПЗ производить модернизацию производства, а увеличение НДПИ приведет к удорожанию нефти, используемой в качестве сырья, и как следствие, будет происходить снижение рентабельности. «Существует большой риск того, что нефтепереработчики переложат увеличившиеся издержки на плечи потребителей. Конечно остается еще один регулятор внутренних цен – акцизы. Но если снижения акцизов не произойдет, то в долгосрочной перспективе мы увидим постепенное увеличение инфляции и сокращение ВВП», — резюмирует специалист «ОМТ-Консалт» Валентина Яшкина.

Напомним, что с 1 мая этого года пошлина на экспорт нефти была снижена сразу более чем на 14 долларов и составила 116,5 долларов за тонну. Месяцем ранее эта пошлина составляла 130,8 доллара. При этом с 1 февраля 2015 года была обнулена пошлина на экспорт нефти Восточной Сибири, каспийских месторождений и Приразломного месторождения. Это решение было вызвано падением стоимости нефти до 65 долларов за баррель.

Блохина Мария
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).