Во вторник президент России Владимир Путин подписал закон, который запрещает совершать госзакупки у компаний, зарегистрированных в офшорных зонах. Соответствующий документ доступен на официальном портале правовой информации. государственным организациям совершать закупки у офшорных компаний.
По идее правительства, этот закон должен поддержать отечественных производителей и дополнительно простимулировать импортозамещение. К тому же, он направлен и на деофшоризацию российской экономики.
Напомним, что проект этого закона в Госдуму внесло Минэкономразвития еще в апреле прошлого года, а принят он был 3 июля. Как сообщается, теперь недопустимо, чтобы участник закупки был зарегистрирован в какой-либо из офшорных зон. Контролем этого вопроса будет заниматься комиссия по осуществлению закупок. В настоящий момент в черный список Минфина включены 14 офшорных государств.
Доцент кафедры бизнеса и управленческой стратегии Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Эмиль Мартиросян положительно оценивает новый закон: «На мой взгляд, это очень сильная мера. Любая запретительная мера сильная, но в данном случае не только поддерживаются российские производители, но и прекращаются сомнительные сделки, когда закупки происходят у аффилированных структур, в том числе и из офшоров», — говорит он.
«Получается, что таким образом наш президент старается прервать связи аффилированных офшорных структур с внутренними закупками. То есть эта циркуляция денег через аффилированные юрлица тоже прекратится».
При этом, по его мнению, одной лишь этой мерой дело ограничиться не должно: «Запретительный механизм должен обернуться неким разрешительным механизмом внутри страны, — рассуждает эксперт. — Этот разрешительный механизм, в свою очередь, должен подразумевать поддержку малого и среднего бизнеса как в участии в тендерах на госзакупки, так и в получении преференций к поставкам крупной товаропроводящий сети. То есть эта мера необходима, но она станет достаточной, если вторым этапом станет разрешительный, поддерживающий механизм в отношении малого и среднего бизнеса».
«В целом, конечно, инициатива очень сильная, и она очень существенно скажется именно на деофшоризации нашей экономики», — заключает эксперт РАНХиГС.
Заместитель директора Центра развития конкурентной политики и государственного заказа ИПКГМУ РАНХиГС Николай Баранов считает, что принятие данного закона — логичный итог длительных обсуждений: «Это вопрос не сегодняшнего дня, об этом говорили еще с конца 2014 года. Говорили о том, что надо ограничить и полностью исключить участие офшорных компаний из системы госзакупок. То есть этот вопрос уже давно обсуждался, и сейчас он просто приобрел форму закона»,— говорит Баранов.
«Он узаконивает то, что очень медленно, постепенно внедрялось в систему госзакупок как для государственных предприятий, так и по 223-ФЗ для госкорпораций и бюджетных учреждений. Какого-то явного движения сейчас не произойдет, потому что этот процесс идет уже более полугода», — считает эксперт.
По его мнению, это действительно эффективно простимулирует импортозамещение и деофшоризацию российской экономики: «Грубо говоря, те денежные средства, которые государство выделяет через систему госзакупок, поступят напрямую российским производителям и организациям, которые имеют российских учредителей, предприятиям, которые расположены на территории России», — рассуждает Баранов.
«То есть те организации, которые имеют какое-то офшорное происхождение, или учредители являются офшорной организацией, физически уже не смогут принять участие в закупках», — рассуждает эксперт академии, добавляя, что теперь такие предприятия будут вынуждены переходить в российскую юрисдикцию, чтобы сохранить возможность участвовать в тендерах на госзакупки.
«Смысл закона прост: приходите в Россию, открывайте организацию, платите налоги и на равных участвуйте в системе госзакупок. Им ничто не мешает, процедура легкая, простая и не требует существенных затрат», — уверен Николай Баранов.
Член президиума генсовета «Деловой России» Сергей Фахретдинов поделился мнением по этому вопросу с «Российской газетой»: «Объем госзаказа составляет около 7 триллионов рублей — это 10% ВВП. Логично, что чем больше этих средств распределяется в нашей стране, тем эффективнее госзаказ стимулирует рост ее экономики. Важно, чтобы реализация закона не обременяла избыточными требованиями к конкурсной документации всех без исключения участников тендеров, что может стать дополнительным барьером участия в закупках малого и среднего бизнеса»,— сказал Фахретдинов.