будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Госдума законотворчество
Июль 12, 2025
Хозяйство
Блохина Мария

Наутро. 14 мая

Наутро. 14 мая
kapital
Амнистия капиталов. Источник: Фото: emolument.com
 
В среду Госдума одобрила в первом чтении правительственный законопроект об амнистии капиталов физических лиц. Как говорится в пояснительной записке к документу, проект федерального закона «О добровольном декларировании
физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках» направлен на создание простого и понятного механизма добровольного декларирования имущества и банковских счетов, который бы при этом не был сильно обременителен. К тому же законопроект предусматривает обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защиту их имущественных интересов как в Российской Федерации, так и за ее пределами.

Данный законопроект направлен на решение ряда задач, среди которых, в частности, снижение рисков возможного ограничения использования капиталов, находящихся за рубежом, но принадлежащих россиянам. К тому же документ предусматривает формирование правовых оснований для передачи имущества, которое по праву собственности принадлежит лицам, распоряжающимся этим имуществом в интересах других людей, его фактических владельцев. Последние при этом не будут обязаны уплачивать налоги из-за такой передачи.

На официальном сайте Федеральной налоговой службы для заполнения доступна форма декларации имущества за рубежом, все желающие должны будут предоставить ее в налоговые органы с момента вступления закона в силу и до 31 декабря этого года. При этом эта амнистия касается только тех активов, которые был зарегистрированы до 2014 года. Те, кто решится легализовать свой капитал за рубежом, будут освобождены от уголовной, административной и налоговой ответственности.

Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов сомневается, что от этой меры стоит ждать ощутимого эффекта: «Я думаю, что россияне сейчас вряд ли захотят легализовать свое имущество за рубежом и свои доходы, несмотря на амнистию. По крайней мере, большого эффекта амнистия иметь не будет, потому что экономическая обстановка очень непростая, поскольку из российской экономики идет вывод капитала. Россияне сейчас склонны выводить свои средства из российской экономики и оставлять их за рубежом. Поэтому показывать свое имущество, к тому же чтобы оно еще и налогом здесь облагалось, россияне, скорее всего, не захотят», — считает экономист.

Колташов оценивает эту идею однозначно негативно, он считает, что ни в этом, ни в следующем году данная инициатива не будет иметь эффекта: «Действующая практика предполагает, что российские граждане, которые имеют какие-то инвестиции или имущество за рубежом, должны уплачивать какой-то, хоть и небольшой, налог. Это совсем не интересно россиянам вне зависимости от того, будет ли проведена полная легализация или нет», — говорит Колташов и добавляет, что все подобные инициативы направлены на то, чтобы побудить российские капиталы вернуться на родину, чтобы тем самым обеспечить преодоление кризисных проблем.

По мнению эксперта, в исправлении экономической ситуации сейчас делается ставка на инвестиции: «Инвесторы всегда смотрят на ситуацию, которая в российской экономике сейчас плохая, и поэтому естественно, что интерес у них небольшой. Конечно, они сейчас могут броситься в Великобританию, где сейчас тоже наблюдается отток капиталов, так что им предстоит непростой выбор», — замечает Василий Колташов.

Он считает, что репрессивные меры в решении проблемы оттока капитала были бы эффективнее: «Такие репрессивные меры должны быть направлены на сокрытие имущества определенных размеров, то есть не имущества вообще, а денежных средств определенного размера, которые имеются у россиян, но которые у них не заявлены официально. То есть если какой-то (достаточно высокий) уровень превышен, то за этим должны следовать репрессивные меры. Это вполне может подействовать и заставить людей платить какие-то налоги, отчитываться, все показывать, но это все равно не заставит их инвестировать в российскую экономику», — заключает экономист.

Доцент кафедры бизнеса и управленческой стратегии ИБДА РАНХиГС Эмиль Мартиросян считает, что за амнистией капиталов должен последовать целый ряд мер, и только их совокупность может помочь исправить ситуацию: «Однозначно, эта мера подтолкнет приток капитала в Россию, но нужны и другие действия. Сама амнистия — это, по сути, прощение предпринимателей и бизнесменов, которые пользовались разными схемами. Это первый шаг», — говорит он.

«Следующим шагом должно стать создание условий для предпринимательской деятельности. В первую очередь я имею в виду принятие закона о защите интеллектуальных прав. Сама офшоризация, о которой в данном случае косвенно идет речь, затрагивает только часть вывода денежных средств, но помимо денежных средств бизнес выводит еще и свои интеллектуальные права. Поэтому следующим шагом должно быть создание условие для защиты интеллектуальных прав, которые не будут выводиться и тем самым не будет выводиться капитал», — рассуждает эксперт РАНХиГС. Мартиросян добавляет, что также необходима отчетность государства перед налогоплательщиками о расходах налоговых поступлений, то есть так называемый stock statement, когда государство перед налогоплательщиками отчитывается о своих инвестициях в экономику.

«Следующий шаг — это содействие российским компаниям и производителям по реализации отечественной продукции на российском рынке. В частности, это помощь в выходе в федеральные сети, в субсидировании ставок кредитов на организацию производства и так далее, — продолжает доцент академии. — Поэтому амнистия — это первый шаг, но он касается капитала, который уже выведен, а нам надо думать о капитале, который собирается выходить. Как раз вторая волна мер приведет к тому, чтобы этот капитал остался и использовался в России», — резюмирует Эмиль Мартиросян.

Директор Центра правового обслуживания Анна Коняева проводит параллель инициативы об амнистии с другим законопроектом: «Принятие закона об амнистии капиталов тесно связано с принятием в России закона о контролируемых иностранных организациях. Закон об амнистии капиталов дает возможность уменьшить риски граждан, связанные с началом применения в России закона о контролируемых иностранных организациях, так как теоретически защитит граждан от возможных претензий правоохранительных органов, которые могут возникнуть в рамках применения закона о контролируемых иностранных организациях», — считает Коняева.

По ее мнению, принятие законопроекта об амнистии подтолкнет к легализации капиталов: «С учетом того, что амнистия капиталов предполагает освобождение от административной и уголовной ответственности, для лиц, которые планировали легализовать свои капиталы, данный законопроект может стать толчком к активным действиям. Думается, что амнистия капиталов будет выгодна и тем лицам, деятельность которых находится в зоне риска попадания под западные санкции и которые в связи с этим планируют дальнейшее возвращение своих капиталов в Россию. Более того, положения о том, что государство  гарантирует обеспечение сохранности капиталов и имущества физических лиц, а так же защиту их имущественных интересов, создает дополнительные гарантии для данной категории лиц», — рассуждает эксперт Центра правового обслуживания.

По словам Коняевой, отсутствие в законопроекте четкого перечня составов преступлений и правонарушений, по которым предполагается освобождение от ответственности, вносит элемент неопределенности. Следовательно, это несет и дополнительные риски для граждан, что может способствовать снижению эффективности применения данного закона. В связи с этим данный законопроект нуждается в доработке, считает Коняева.

Блохина Мария
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).