будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
налоги малый бизнес
Июль 3, 2025
Хозяйство
Блохина Мария

Наутро. 2 апреля

Наутро. 2 апреля
nalogi
Налоговый кодекс. Источник: Фото: nalog.ru
 

В четверг депутат Государственной Думы от партии КПРФ Вячеслав Тетекин внес законопроект о введении пятилетнего моратория на увеличение налогов, соответствующий документ появился на официальном сайте. В пояснительной записке к законопроекту уточняется, что его выдвижение обусловлено необходимостью поддержки малого и среднего бизнеса. Там же уточняется, что в развитых странах доля этого бизнеса в структуре экономики составляет 75-85%, а в России — только 25%.

«Перекос в сторону крупных компаний усиливает зависимость нашего государства от колебаний общемировой конъюнктуры. Малый и средний бизнес менее зависим от мировой экономики по причине ориентированности на внутренний рынок. Поэтому во времена мировых экономических спадов именно малый и средний бизнес позволяет поддерживать экономику страны на плаву», — говорится в документе. 

Тетекин напоминает, что в нашей стране малый и средний бизнес даже в более стабильные и экономически спокойные времена работал на грани рентабельности, а сейчас, в условиях кризиса, все чаще происходит закрытие фирм. При учете всех этих факторов, для обеспечения стабильности и предсказуемости налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего бизнеса предлагается ввести мораторий на изменение в течение пяти лет видов и ставок налогов.  Кроме того, для упрощения ведения хозяйственной деятельности предприятий Тетекин предложил также на пять лет сохранить действующие формы налоговой и прочих форм отчетности.

Председатель Комитета по налогам Московского отделения «Опоры России» Сергей Зеленов считает, что необходимы другие меры налоговой поддержки предпринимателей: «Ситуация с налоговой нагрузкой на сегодня такова, что ее нужно не то что замораживать на текущем уровне, а снижать. В условиях экономического кризиса, падения потребительского спроса, сокращения числа рабочих мест падают и доходы предпринимателей, в то время как фискальная нагрузка продолжает расти. Безусловно, установление моратория на повышение налогов поддержало бы предприятия малого и среднего бизнеса в кризисный период, при этом для государственного бюджета потери не были бы драматичными – сборы с малых предприятий в общей массе налогов не являются ключевой статьей дохода», — говорит Зеленов.

При этом он сомневается в том, что законодатели все-таки заморозят рост налогов: «Закон о введении моратория на повышение налоговой нагрузки может быть принят, но не в ближайшее время. Не исключено, что правительство ограничится уже введенными налоговыми каникулами. Дело в том, что сейчас совершенно иной тренд – максимальные вливания в бюджет. А замораживание налоговых ставок повлечет за собой определенный отток денежных средств из государственной казны», — полагает эксперт. Хотя в то же время он не исключает, что этот законопроект все же может быть принят в ближайшее время, но в урезанном варианте и после принятия других законов, повышающих фискальную нагрузку на бизнес. В частности, эксперт напоминает, что уже принят, закон о торговом сборе, который начнет действовать Москве с 1 июля этого года.

«Для увеличения фискальной нагрузки в Налоговом кодексе РФ уже заложено достаточно оснований. Необходимо ставить вопрос о замораживании налоговой нагрузки без права изменения ставок в большую сторону регионами», — считает эксперт «Опоры России».

Он также отмечает и другие стороны проблемы: «На сегодняшний день на увеличение  налогового бремени, помимо непосредственно ставок, влияет и ситуация  с оценкой кадастровой стоимости. Зачастую оценка  не соответствует рыночной стоимости. Это непосредственно влияет на налог на имущество, а значит - на ставки аренды. О том, что кадастровая стоимость в большинстве случаев является завышенной, говорит, в том числе, и то, что  судами удовлетворяется большая часть судебных исков по снижению кадастровой стоимости», — резюмирует Сергей Зеленов.

Член Президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Александр Кошкин положительно оценивает эту инициативу: «Это хорошая новость для представителей малого и среднего бизнеса, да и для наемных сотрудников, которые работают в малом и среднем бизнесе, это тоже хорошая новость. Идея сохранения нынешних форм отчетности даст предпринимателям сосредоточиться на их деятельности и развитии компании, им не придется постоянно думать о новых налоговых изменениях, что надо готовить новые отчетности и сдавать все срок, чтобы не просрочить и не получить штраф», — рассуждает он.

«Что касается моратория на увеличение налогов в ближайшие пять лет, то это, безусловно, одно из главных пожеланий бизнеса. Сейчас бизнес находится в достаточно шатком положении, в связи с нынешней экономической ситуацией. Но именно в данной ситуации, именно малый и средний бизнес может стать драйвером экономики и помочь ей выбраться из нынешней ситуации. Поэтому, на мой взгляд, эта мера даст бизнесу сигнал, что правила меняться не будут — развивайтесь, сохраняйте старые рабочие места и создавайте новые», — говорит Александр Кошкин. 

Его коллега, председатель правового комитета Александр Журавлев видит и другие пути снижения нагрузки на отечественных предпринимателей: «По моему мнению, малому и среднему бизнесу также может помочь дифференцированная ставка налогообложения, а также налоговые каникулы (для группы тех товаров, услуг и работ, которые являются социально важными и необходимыми). Эти меры позволят снизить нагрузку на предпринимателей и, возможно приведут к улучшению конкуренции с аналогичными иностранными производителями», — говорит Журавлев. При этом он сомневается, что в случае принятия рассматриваемого законопроекта он станет гарантией того, что в будущем не будет каких-либо изменений в законодательстве в отношении этого вопроса: «При возникновении такой необходимости другие депутаты и иные субъекты законодательной инициативы могут  внести новые изменения в законодательство», — говорит эксперт.

Заместитель декана Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС, руководитель программы высшего образования, доктор экономических наук, профессор Людмила Дуканич в целом тоже скорее положительно оценивает предложение депутата Тетекина : «Исходя из нынешнего состояния экономики, проблем с наполняемостью бюджета всех уровней, я считаю, что такого рода намерение достаточно экономически оправдано»,—делится размышлениями г-жа Дуканич.

Однако она считает, что в вопросе налогового администрирования еще есть куда стремиться: «Что касается форм отчетности и всякого рода изменений, связанных с улучшением налогового администрирования, я думаю, что здесь замораживание всего этого — это не совсем правильно, потому что и в налоговом законодательстве, и в документах налоговой отчетности не все идеально. Поэтому сейчас, если прослеживать эволюцию налогового администрирования, то она привела к тому, что сейчас качество налогового администрирования всех налогов, включая налоговый учет, они притертое качественные улучшения, но они не идеальны, — рассуждает эксперт академии. — Поэтому, если в этом плане что-то будет делаться, то это только к лучшему. В частности, повсеместно и полномасштабно сейчас начали переходить на электронную отчетность. Разве это плохо? Это хорошо. Но и сказать, что там на 100% решены все проблемы — это тоже неправильно», — говорит Людмила Дуканич. 

«Если говорить о том, чтобы заморозить налоговую нагрузку, то есть не вводить новых налогов, то я считаю, что это достаточно правильное решение», — заключает профессор. 

Блохина Мария
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).