Возможно, в скором времени на предприятия быстрого питания может лечь новое бремя — «налог на мусор», сообщают «Известия». Эта идея принадлежит первому зампреду комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям, депутату от ЛДПР Михаилу Дегтяреву, который предложил ввести в Налоговый кодекс новую главу. По мнению Дегтярева, политика сетевых предприятий быстрого питания сейчас изменилась: все чаще посетители заведений фастфуда берут еду на вынос, что ведет к загрязнению города.
Депутат уверен, что одноразовая посуда, которую используют в фастфуде, помогает достигать сверхприбылей, и при этом еще и является бесплатной рекламой. Это связано с тем, что посетители не всегда выбрасывают мусор в урны, и он оказывается разбросан по всему городу.
В случае принятия этого законопроекта, под его действие попадут те предприятия и индивидуальные предприниматели, в меню которых более половины продуктов являются фастфудом. Есть также еще одно условие, по которому эти блюда должны помещаться в одноразовую упаковку. Такие организации и предприниматели будут обязаны выплачивать сбор 550 рублей с каждого квадратного метра помещения. Для ресторанов быстрого питания этот сбор составит 183 рубля с квадратного метра площади.
Исполнительный директор Московского отделения общественной организации «Опора России» Сергей Селиверстов считает, что эта идея носит популистский характер: «В преддверии грядущих выборов в Государственную Думу данная инициатива не что иное, как попытка ее автора повысить показатели собственной популярности, иначе говоря – самопиар», — говорит Селиверстов.
По его мнению, для решения задачи, которую ставит Дегтярев, есть и более эффективные пути: «Если представители ГД РФ действительно озабочены проблемами экологии и чистоты окружающей среды, то более полезными и действенными шагами в этом направлении были бы инициативы в сфере стимулирования перерабатывающей и утилизационной промышленности», — уверен эксперт. «К примеру, не лишним было бы довести до ума эксперимент по раздельному сбору мусора и распространить эту практику повсеместно, а для этого необходима заинтересованность бизнеса: предпринимателям нужно создать стимулы, которые мотивируют их вкладывать деньги в подобные проекты».
«Что касается введения нового налога, то данная инициатива никак не вписывается в общую установку на поддержку малого бизнеса, увеличение числа ИП и компаний. Президент Владимир Путин в своих публичных выступлениях неоднократно отмечал необходимость сдерживания роста существующей налоговой нагрузки, снижения административного давления на бизнес…Надеемся, что законодатели все же будут ориентироваться на этот курс, и регулировать правовые отношения в проблемных областях, там, где это действительно необходимо», — резюмирует Сергей Селиверстов.
Предприниматель, создатель сервиса для начинающих предпринимателей «Я люблю ИП» Светлана Малахова негативно оценивает эту идею: «Во-первых, фастфуд заметно подорожает, а во-вторых, это значительно увеличит налоговую нагрузку. Наиболее популярный формат среди предпринимателей — это уличный фастфуд. Такие предприятия располагаются в нестационарных объектах и не имеют зала обслуживания посетителей. Это значит, что за каждый квадратный метр им придется платить максимальный сбор — 550 рублей в квартал. Налоговая нагрузка для таких предприятий вырастет больше, чем на 60%», — рассуждает она.
Малахова отмечает, что большинство предпринимателей, оказывающих услуги общественного питания, применяют единый налог на вмененный доход (ЕНВД): «Налоговая база по ЕНВД для объектов, не имеющих зала обслуживания посетителей, рассчитывается исходя из базовой доходности 4500 рублей в месяц за каждого сотрудника. Эта сумма увеличивается на повышающий коэффициент-дефлятор, который в этом году вырос на 7,53 % и установлен в размере 1,798. Таким образом, налог по ЕНВД, который рассчитывается по ставке 15 %, за одну точку фастфуда с одним продавцом составляет 3640,95 рублей в квартал. Дополнительный сбор в размере 550 рублей за 1 кв.м. увеличит эту сумму больше, чем на 60 %, учитывая, что минимальная площадь торговой точки обычно составляет 4 кв. м.», — объясняет эксперт.
«По данным Росстата на 2014 год, доля индивидуальных предпринимателей от рынка общественного питания составляет 28,1%. Таким образом, введение «налога на мусор» затронет значительное количество индивидуальных предпринимателей, которые работают в том числе и по франшизе от крупных сетевых предприятий», — подводит итог Светлана Малахова.