будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
госкомпании компенсации
Май 17, 2025
Хозяйство
Блохина Мария

Наутро. 2 июня

Наутро. 2 июня
sud
Пленум Верховного Суда Российской Федерации. Источник: Фото: vsrf.ru
 

2 июня пленум Верховного суда РФ постановил, что в случае увольнения руководители государственных корпораций и компаний будут получать компенсацию в размере трехкратного среднего месячного заработка, сообщает «Интерфакс».

Это ограничение размера «золотых парашютов» коснется руководителей госкомпаний, госкорпораций и хозяйственных обществ, у которых более 50% акций находится в государственной или муниципальной собственности, а также руководителей государственных внебюджетных фондов, государственных и муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, говорится в постановлении пленума. Частные компании размер данной компенсации менеджерам высшего звена должны изначально указывать в трудовом договоре.

Напомним, что дискуссия о допустимом размере компенсации руководителям госкомпаний с особой силой возобновилась в марте этого года. Тогда Верховный суд признал незаконным решение о выплате  почти 201 миллиона рублей бывшему президенту «Ростелекома» Александру Провоторову при увольнении.  Два года назад он ушел с поста главы госкорпорации и получил 233 миллиона рублей. Инициативу ограничить размер компенсаций озвучил президент России Владимир Путин, предложив ограничиться трехкратным размером зарплаты. Соответствующий закон был им подписан в 2014 году.

Также в марте этого года, уже после инцидента с Провоторовым, представители Общероссийского народного фронта выступили с инициативой запретить «золотые парашюты» на уровне закона. Тогда член центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Михаил Старшинов объяснил смысл этого предложения тем, что в бюджетах более 20 регионов России были заложены «золотые парашюты». То есть чиновники подстраховывали себя на случай увольнения, обеспечивая компенсацию в виде единовременной выплаты в размере от 4 до 10 месячных окладов.

Преподаватель Института экономики  естественных монополий РАНХиГС, экономист Владислав Гинько в беседе с «Полит.ру» прокомментировал это решение ВС РФ: «Рынок труда конкурентный. То есть компания с госучастием также интересуется эффективными менеджерами. Чтобы их привлечь, нужно предлагать оплату труда не меньше, чем предлагают частные компании. Соответственно, уровень оплаты труда в итоге определяется рынком труда, то есть все приходит к тому, что компании стремятся увеличить свою доходность и рентабельность. Вопрос в том, что затраты на персонал, в частности, на менеджеров все равно выходят на их эффективность», — считает эксперт.

При этом он обращает внимание на то, что работа в руководстве госкорпораций имеет свои особенности: «Иногда более высокая оплата труда в компании с госучастием связана с более высокой ответственностью. Одно дело, если прогорит и закроется частный бизнес, и другое дело, если крупная компания с госучастием потерпит банкротство, — говорит Гинько. — В таком случае пострадают интересы всех, потому что речь уже будет идти о поступлениях в бюджет. Компании с госучастием дивиденды выплачивают в госбюджет, поэтому и ответственность более высокая».

Экономист напоминает, что любое предприятие имеет риски, это же касается и госкомпаний и корпораций: «Здесь надо понимать, что в любом бизнесе есть большой риск того, что он может не удастся. В частном бизнесе в этом нет ничего необычного. Даже если крупная частная компания уходит с рынка —в этом нет ничего такого, что вызывало бы волнения. Если крупная компания с госучастием будет вынуждена уйти с рынка и потерпит банкротство, то это привлечет внимание с разных точек зрения. В таком случае возникает вопрос, кто закроет ту брешь, которая возникает в связи с тем, что дивиденды от этой компании не пойдут в бюджет», — рассуждает Владислав Гинько.

По его словам, существует множество перспективных инвестиционных проектов, в которых частные компании не заинтересованы по причине невысокого или вовсе отсутствующего уровня прибыли: «Бывает, что частная компания понимает, что проект выгоден, но им нужно, чтобы был более короткий срок окупаемости. Если говорить об инвестиционных проектах, то только компании с госучастием могут реализовывать проекты сроком на 10-15 лет — так устроено, что только очень крупные компании могут позволить себе инвестиции, которые окупятся в эти сроки», — замечает экономист.

«Это видно на различных отраслях промышленности. Почему частные компании, к примеру, не очень охотно хотят строить целлюлозно-бумажные комбинаты? Потому что инвестиции в полный цикл от подготовки древесины до производства целлюлозы, бумаги и картона составляют около одного миллиарда евро. Чтобы выйти на настоящую окупаемость, нужно, как минимум 8-10 лет. Соответственно результат такой, что частные компании готовы модернизировать уже существующие целлюлозно-бумажные комбинаты. Если бы в этой отрасли была крупная компания с госучастием, она бы это осуществляла, потому что это вопрос, который важен всем — строительство целлюлозно-бумажных комбинатов, производства картона, бумаги, на которой бы печаталась пресса. У нас до сих пор значительный объем глянцевой бумаги завозится из-за рубежа. Можно сколько угодно звать туда частный бизнес, но он не пойдет, потому что это большие и долгие деньги. Можно предлагать всякого рода налоговые льготы, но частный бизнес все равно скорее вложит меньшую сумму и на более короткий срок, чтобы быстрее получить ее обратно и заработать на этом», — рассуждает эксперт академии.

Гинько подчеркивает, что именно госкомпании реализуют проекты, необходимые из стратегических и геополитических соображений: «Например, мы знаем, что Роснефть реализует проект в Венесуэле, а это миллиардные инвестиции, и это вопрос экономических и геополитических интересов всей России. В Соединенных Штатах говорили, что интересы General Electric — это интересы США, и мы можем сказать то же самое, что интересы крупных госкомпаний — это интересы всей страны», — считает он.

Подводя итог, преподаватель РАНХиГС Владислав Гинько напоминает, что вопрос о зарплатах всегда будет вызывать дискуссии, и людям всегда будет интересно, кто, сколько, за что получает и почему. «В итоге я уверен, что рынок труда все урегулирует. Но у компаний с госучастием есть дополнительная нагрузка, и это реализация таких проектов, за которые не берутся частные компании», — заключает он.

Блохина Мария
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).