будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
бизнес налоги
Июль 12, 2025
Хозяйство
Блохина Мария

Наутро. 20 июля

 

Президент России Владимир Путин по итогам Петербургского экономического форума дал ряд поручений правительству. По информации «Ведомостей», в распоряжении которых оказался список, первым пунктом правительству было поручено к 1 октября этого года  проработать вопрос о налоговой льготе промышленным предприятиям на сумму капитальных вложений в модернизацию. Сообщается, что со следующего года регионы получат право давать эту льготу, а со временем она может стать федеральной. При необходимости будут подготовлены поправки в Налоговый кодекс.

Эта инвестиционная льгота была разработана специально для новых предприятий: предполагается обнуление федеральной части налога на прибыль (2% из 20%), а регионы будут вправе снизить свою часть до 10%.

Напомним, что такая льгота действовала и прежде, но была отменена еще в 2002 году. Сразу после этого бизнесмены стали просить ее вернуть. Многие из них считают, что данная льгота увеличит ликвидность для инвестиций, простимулирует модернизацию производства, притормозит промышленный спад. В то же время, по их мнению, возвращение инвестиционной льготы станет хорошим сигналом для иностранных инвесторов, обозначающим готовность государства жертвовать доходами в бюджет ради промышленности и бизнеса.

При этом Минфин против введения такой льготы. Как сообщает издание со ссылкой на чиновника министерства, это грозит федеральному бюджету двойной потерей, так как льгота автоматически уменьшит федеральную базу налога на прибыль, а следом появится необходимость  компенсировать потери региональных бюджетов от нее.

Ведущий научный сотрудник Центра институционального развития ИПЭИ РАНХиГС, кандидат технических наук, заместитель директора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев считает, что идея хорошая, но сомневается, что своевременная. «Саму инвестиционную льготу я оцениваю положительно. Достаточно давно мы делали специальный экономический анализ: когда инвестиционную льготу отменили, это было сделано в связи с тем, что вводилась сверхускоренная амортизация в отношении нового вводимого оборудования, и этот анализ показал, что одно другое не компенсирует, и инвестиционная льгота имеет свой самостоятельный стимулирующий эффект для экономики», — говорит Симачев.

По его словам, сама по себе инвестиционная льгота хорошо работает применительно к крупным, традиционным российским предприятиям, имеющих устойчивые инвестиции, и производящих модернизацию. «Но есть и существенные возражения, и особенно в период ужесточающихся бюджетных ограничений по введению такой нормы», — добавляет эксперт.

«Налог на прибыль является федеральным, но при этом большая часть из него распределяется в пользу региональных бюджетов. Получается такой  довольно рискованный инструмент — давать самим регионам право предоставлять льготу при том, что потом большинство из этих регионов нуждается в трансфертах из федерального бюджета», — замечает он.

Дальше возникает вопрос о том, насколько рационально принимаются решения на региональном уровне, то есть делается ли это исходя из показателей текущего года, или же с расчетом на какую-то перспективу, поясняет Симачев. «Потому что понятно, что можно в ближайшее время принять такое решение и выглядеть достаточно популярно среди бизнеса, но потом, конечно же, время потребует дополнительных трансфертов от федерального правительства», — говорит он.

«Собственно говоря, это всегда и вызывало сильные опасения у Минфина. С моей точки зрения, инвестиционная льгота — это хороший инструмент в период устойчивого развития экономики. Жаль, что когда у нас состояние нормальное, мы не задумываемся об этой льготе, а в период кризиса, когда в любом случае перспективы не очень ясны, и инвестиционная активность снижается, я не уверен, что инвестиционная льгота дает большой эффект», — рассуждает эксперт.

«Тем более, что ее предлагают применить для новых предприятий, для которых как раз достаточно хорошо работает сверхускоренная амортизация по вводимому новому оборудованию. Потому что для новых бизнесов это хорошо. Инвестиционная льгота лучше работает для тех компаний, которые уже функционируют достаточно длительное время и начинают менять свое оборудование. Если же предприятие только-только создается, в принципе сверхускоренная амортизация позволяет не то чтобы снижать налоговую нагрузку, а переносить ее во времени, отодвигать ее на более поздние периоды. То есть таким образом создается возможность для старта бизнеса».

«Я хорошо отношусь к этой льготе, и считаю, что она эффективная, нормально администрируемая и достаточно прозрачная. При этом у меня нет уверенности в том, насколько она будет эффективна применительно к новому бизнесу и в период кризиса. Очень важно, чтобы она сочеталась еще с какими-то мерами», — резюмирует эксперт РАНХиГС.

Член Экспертного совета по законодательству о банковской деятельности и аудите Комитета Госдумы по финансовому рынку, руководитель налоговой практики компании «Деловой фарватер» Антон Соничев в беседе с «Московским комсомольцем» согласился с тем, что федеральная часть налога на прибыль из-за инвестиционной льготы уменьшится. Он также предположил, что регионам придется самим покрывать эти потери и определяться с тем, каким образом он будет это делать. По его словам, возможно, что дойдет до повышения других видов налогов или даже до введения новых.

«Но это не говорит о бесполезности льготы. Через время она принесет нужный результат, который покроет временные проблемы. Модернизированные за счет льготы предприятия смогут больше производить, качество продукции вырастет. Это увеличит продажи и в итоге увеличит большинство поступающих в бюджеты налогов. При этом вырастет и ВВП», — считает он, добавляя, что в настоящее время бизнесу инвестиционная льгота пойдет на пользу.

По словам Соничева, сейчас остро стоит проблема модернизации российского бизнеса, и если не начать ее решать, то не получится достичь роста российского бизнеса, роста конкурентоспособности его продукции, роста ВВП. «Другие способы поддержки бизнеса без стимулирования его модернизации окажутся малоэффективными и бесполезными. Работа на устаревшем оборудовании и по устаревшим технологиям препятствует развитию экономики страны», — полагает Антон Соничев.

Блохина Мария
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).