Глава Сбербанка Герман Греф в четверг заявил о прохождении острой фазы кризиса в российской экономике. «Сегодня мы ни о чем с уверенностью не можем говорить, но острая фаза, на мой взгляд, прошла», — процитировало его ТАСС.
Неделей раньше аналогичное заявление сделал первый вице-премьер Игорь Шувалов. По его мнению, постоянное апеллирование к кризису уже не уместно, и теперь необходимо переходить к повестке развития. Он заметил, что самые плохие сценарии развития экономического кризиса в России, которые делались в конце прошлого года, не оправдались. «Такого кризисного состояния, в отношении которого мы отрабатывали мероприятия антикризисного плана, нет», — сказал Шувалов.
Наш эксперт, доцент Кафедры Фондовые рынки и финансовый инжиниринг ФФБД, кандидат физико-математических наук Василий Якимкин считает так: «Если сравнивать с тем, что было в середине декабря, когда мы наблюдали обвал рубля, то от этого мы действительно отошли. То есть данную фазу мы прошли, но что касается того, прошли мы дно кризиса или нет — я не уверен, что мы его прошли. Я думаю, что нас еще ждет два года рецессии, экономика будет падать, и только где-то в 2017 году мы выйдем на ноль».
«Мне кажется, что по нашей экономике наиболее точный прогноз дают эксперты ООН. Я думаю, что он точнее, чем прогноз Минэкономразвития, Банка России», — говорит Якимкин, также добавляя, что недавно был опубликован и прогноз банка Нью-Йорка по России. С точки зрения Василия Якимкина, в плане цифр он тоже похож на правду.
«Невзирая на то, что часть регионов у нас в преддефолтном состоянии, тем не менее, в целом экономика показывает на удивление лучшие результаты, чем это прогнозировалось еще полгода назад. В этом плане, конечно, больше оптимизма должно быть у наших топ-менеджеров, предпринимателей, ну и в целом у всего населения», — считает эксперт РАНХиГС.
Он также добавляет, что антикризисный план правительства принес свои ощутимые результаты, хотя еще есть много, над чем необходимо работать. «Проблем еще выше крыши, еще не до конца решены проблемы импортозамещения, где брать технологии и где брать фондирование. Эти вопросы еще остры, актуальны и не решены. В антикризисном плане это все как-то сглажено, и ясности нет. Поскольку санкции всерьез и надолго, то надо, соответственно, серьезнее смотреть на западные рынки и фондироваться там. Но пока наша банковская система не готова брать кредиты под те проценты, которые предлагают, например, китайцы, так как это слишком высокие проценты. Наши китайские партнеры хотят не только давать кредиты — они хотят влезать в дело, причем хотят на все иметь контрольные пакеты акций», — рассуждает доцент академии. По его словам, российским предпринимателям придется еще долго привыкать к менталитету китайских партнеров, который слишком сильно отличается от российского.
Василий Якимкин считает, что технологии, который сейчас используются в России и которые попали под санкции, продержатся еще год-полтора, а затем очень остро встанет вопрос поставки оборудования. «Начнется технологическое отставание в промышленности и ВПК, а это серьезно», — уверен эксперт, напоминая, что на «Северной верфи» уже прекращается строительство военных корветов, так как прекратились поставки технологического оборудования из Европы.
«Это показатель того, что не все еще решено, но часть антикризисных мер, безусловно, сработала очень хорошо», — заключает Якимкин.
Главный аналитик Нордеа Банка Дмитрий Савченко тоже отмечает, что худшие опасения не оправдались: «Экономика очевидно в рецессии. Тем не менее, глубина спада пока намного меньше изначальных оценок в основном благодаря более интенсивным государственным расходам. Если сравнивать с 2008-2009 годами, то на этот раз, благодаря девальвации, компании чувствуют себя намного лучше, а домохозяйства несколько хуже. Но в среднем обстановка намного более здоровая», — говорит Савченко.
По его словам, главное свидетельство прохождения острой фазы кризиса – успокоившийся валютный рынок. «Участники рынка частично адаптировались к падению рубля, высоким ставкам и пытаются перестроить бизнес-процессы. С другой стороны всегда справедлив вопрос – что такое пик кризиса. Если говорить о дне по ВВП, то оно может быть пройдено не ранее 3-го квартала этого года», — считает Дмитрий Савченко.
Он полагает, что "дно" может быть достигнуто в 3-м квартале, однако период восстановления затянется, и в 2016 году рост может оказаться близким к нулю. «Капитальные инвестиции не смогут быстро восстановиться в текущих реалиях, а потребление домохозяйств продолжит оставаться слабым. Только инвестиции госкомпаний и государства способны стать локомотивом рынка и, судя по всему, альтернативы на ближайшие годы нет», — заключает банковский аналитик.
Ведущий аналитик инвестиционной компании «Прагматика» Роман Ткачук разделяет точку зрения Германа Грефа и Игоря Шувалова: «На наш взгляд, российская экономика уже прошла острую фазу кризиса. Цены на нефть – основной экспортный товар - отскочили от 50 долларов за баррель и стабилизировались в районе 60-70 долларов. Промышленное производство продолжает снижаться, но темпы снижения заметно меньше», — говорит Ткачук.
Он замечает и то, что российская экономика постепенно привыкает жить в новых реалиях: «После заметного снижения в прошлом году, ряд индикаторов уже показывает признаки восстановления. К примеру, индекс PMI сферы услуг России, рассчитываемый агентством HSBC, в апреле этого года вырос до 50.7 балла (по сравнению с минимальным уровнем 44.5 пункта в ноябре). Значение выше 50 пунктов говорит о росте сектора. Традиционно сфера услуг является опережающим индикатором, в ближайшие месяцы возможно локальное восстановление и в других сферах», — считает аналитик «Прагматики».
«В то же время, мы не ожидаем, что восстановление экономики начнется уже в этом году. Более вероятно продолжение рецессии. На наш взгляд, она будет менее глубокой, но более продолжительной, чем в 2009 году (тогда за четыре месяца ВВП РФ упал на 7,8%). Вероятность восстановления нефтяных цен до 100 долларов за баррель в ближайший год невелика, поэтому не стоит ждать быстрого выхода России из кризиса», — резюмирует Роман Ткачук.
Аналитик «Инвесткафе» Сергей Подыногин согласен с мнением Германа Грефа о том, что острая фаза кризиса позади. «Существенные выплаты по внешнему долгу в этом году совершены и уже не окажут такого влияния на курс. Центробанк все держит под контролем, инфляция сокращается, и на этой неделе золотовалютные запасы даже начали пополняться. Во многом стоит сказать спасибо ценам на нефть, котировки нефти марки Brent торгуются свыше 66 долларов за баррель, что значительно выше прогнозов на начало года», — аргументирует аналитик.
«По итогам года и поквартально роста я не ожидаю. Восстановление экономики, на мой взгляд, может начаться только с 1 квартала 2016 года», — прогнозирует Подыногин.