Депутаты Волгоградской областной думы попросили заморозить тарифы на услуги ЖКХ до 2017 года. Как сообщили «Известия», они уже составили и направили соответствующие обращения в Государственную думу, Совет Федерации и правительство. Таким образом волгоградские депутаты попросили ввести мораторий на рост тарифов на электроэнергию, газ, водоснабжение и другие услуги.
Необходимость такой меры они объяснили тем, что после повышения тарифов, которое произойдет уже с 1 июля этого года, большинство россиян не смогут своевременно производить оплату коммунальных услуг. По мнению депутатов облдумы Волгограда, это повышение тарифов представляет собой «неконтролируемый и экономически не обоснованный рост платы за коммунальные услуги». Они также считают, что этот рост сильно превосходит рост заработной платы бюджетников и доходов населения в целом. Особенно сильно это ударит по малообеспеченным слоям населения, полагают депутаты.
Напомним, что уже через неделю произойдет повышение тарифов на услуги ЖКХ. В среднем по стране оно составит 8,7%. Например, в столице этот рост составит 10%. К тому же, москвичей ждет и другое нововведение: теперь им предстоит платить взносы на капитальный ремонт общедомового имущества, которые составят 15 рублей за квадратный метр жилплощади.
Эксперт Высшей школы государственного управления РАНХиГС Игорь Кокин считает, что предложение волгоградских парламентариев не имеет смысла: «Я полагаю, что это очередной, абсолютно популистский ход, который никак не связан с реалиями нашей экономики. Как можно в условиях инфляции, которая составляет гораздо больше 8%, сдерживать цены? Это означает, что работники предприятий, которые занимаются водоснабжением, теплоснабжением, газоснабжением не должны получать зарплату? Или те, кто занимается добычей полезных ископаемых должны перестать кушать весь этот период при сегодняшнем уровне инфляции?»
«Невозможно в условиях галопирующей инфляции и такого курса доллара заморозить цены в какой-то отдельной сфере, это нереально. Есть только один способ — предоставление бюджетных субсидий, но в бюджете нет на это денег, так что вряд ли данная инициатива найдет какое-то реальное выражение», — поясняет Игорь Кокин.
При этом он считает, что опасения депутатов о том, что многие россияне не будут способны своевременно оплачивать услуги ЖКХ, ничем не обоснованны: «У нас в стране существует такое понятие, как предельный индекс роста коммунальных платежей граждан. Этот индекс устанавливается субъектами федерации, исходя из уровня доступности этих платежей, уровня средней зарплаты в регионе и так далее. Если в субъекте федерации видят, что в связи с ростом тарифов платежи стали недоступными, то им никто не мешает этот индекс снизить и компенсировать, например, из бюджета. Здесь разведены понятия тарифов и платежей граждан», — объясняет эксперт академии. Он также замечает, что и субъекты федерации в России сильно различаются в том числе и по размерам средней заработной платы, которые в Москве и Биробиджане, вероятно, будут сильно различаться. «Соответственно, установление индексов предельных платежей граждан находится в ведении субъектов Российской Федерации», — заключает Игорь Кокин.
Преподаватель РАНХиГС Сергей Белолипецкий напоминает, что уже была целая история с заморозкой тарифов ЖКХ: «Прошлый год, если мне не изменяет память, был рекордным по такого рода мораториям на разных уровнях. И премьер-министр, и куратор сферы ЖКХ Степашин — все высказывались по этому поводу, но при этом каждый раз назывались разные цифры: сначала речь шла о заморозке на три года, потом была идея ограничить рост и не превышать уровень инфляции минус 1%, в третий раз прозвучала идея о заморозке на уровне инфляции, чтобы хотя бы не превышать ее. Все эти предложения достаточно разные. Не знаю, что конкретно предлагают волгоградские депутаты, но если рост тарифов хотя бы не будет превышать инфляцию, было бы хорошо, но ведь и инфляция в последнее время сильно разогналась», — рассуждает эксперт, напоминая и об экономическом кризисе конца 2014 года, когда сильно упал курс рубля.
«Сфера ЖКХ, как никакая другая, имеет социальную направленность, и понятно, что беспредельное повышение в этой сфере ни в коем случае невозможно. С другой стороны, есть экономика процесса и есть объективные экономические предпосылки. Я все время вспоминаю, что в 90-е годы все сферы народного хозяйства практически прошли через шоковую терапию господина Гайдара. Кто-то говорит, что он измывался над страной, но ведь и деваться было некуда — он принял хозяйство в таком виде, что другого пути не было», — говорит Белолипецкий. По его мнению,возможно, что именно шоковая терапия тогда была меньшим из зол, по крайней мере, она решила многие поставленные задачи. «Страна была накормлена в кратчайшие сроки, пустые полки в магазинах были заполнены. Так вот ЖКХ эту шоковую терапию тогда не прошло!» — говорит эксперт, поясняя, что как раз в отношении жилищной и коммунальной сфер в то время процесс затормозился, и было принято решение не предпринимать резких шагов в этом вопросе.
«Было решено обрубать собаке хвост маленькими кусочками. Хорошо это или плохо трудно сказать, так как есть как плюсы, так и минусы. К плюсам относится то, что людям было сделано некое послабление, экономия и дана возможность дышать сию секунду чуть глубже. Минусы же заключались в том, что если на эксплуатацию недвижимости не хватает денег, то она просто приходит в упадок», — замечает Сергей Белолипецкий.
Он подчеркивает, что ненормально, когда новостройка уже через десять лет приходит в плачевное состояние: «Для многоквартирного дома этот срок — ничто, это фактически новый дом. В Европе дома вообще стоят столетиями и прекрасно себя ощущают. То есть эта экономия имеет оборотную сторону. Существует так называемая «лавина капремонта», в которой прослежена экономика того, сколько будет стоить через десять лет экономия на текущем ремонте 100 тысяч рублей. Выводы приходят совершенно плачевные: потребуются миллионы, а то и десятки миллионов рублей, чтобы компенсировать то, что сэкономили сейчас», — говорит Белолипецкий.
Эксперт полагает, что сейчас россияне расплачиваются за те послабления, которые были у них в 90-х: «Сейчас принят закон о капремонте, ведь недвижимость в большинстве случаев уже пришла в совершенно ужасающее и плачевное состояние, и сейчас люди платят где-то 10, где-то 15 рублей с квадратного метра за капремонт. Они расплачиваются за то, что прежде не было таких резких повышений в жилищной сфере», — уверен эксперт, особенно подчеркивая то, что жилищная и коммунальная сфера — это разные вещи. По его словам, тарифы на коммуналку в конце 90-х и начале нулевых стремительно росли, и повышение до 25% в год тогда было в пределах нормы.
Сейчас тарифы на коммуналку, на мой взгляд, достаточно обоснованы, а может даже и завышены. При этом в отношении жилищной сферы, а это как раз текущий ремонт, текущая эксплуатация здания, конечно, есть большие вопросы, так как здания запущены донельзя, и денег снова не хватает. Как всегда, желание сэкономить в одном приводит к тому, что расплачиваться приходится в другом и в многократном размере», — заключает эксперт РАНХиГС.