будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ЖКХ коммунальные службы социальная политика
Май 25, 2025
Хозяйство
Блохина Мария

Наутро. 26 октября

Наутро. 26 октября
zkh
Оплата коммунальных услуг. Источник: Фото: gorodkirov.ru
 

В прошедшую пятницу правительство внесло в Госдуму прогноз социально-экономического развития РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018  годов. Как сообщает ТАСС, из документа следует, что с июля 2016 года коммунальные услуги вырастут в цене на 4%, в 2017 — на 5,1%, а в 2018 — на 4,7%.

В следующем году в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения произойдет переход на долгосрочное тарифное регулирование. Это означает, что правительством не будут утверждаться предельные отраслевые индексы изменения тарифов в этих сферах. На кабмин ляжет другая задача, он будет устанавливать предельные индексы изменения совокупного платежа граждан за коммунальные услуги.

Сообщается, что рост цен на услуги обусловлен подорожанием топлива, электроэнергии и других материальных затрат. Напомним, что с 1 июля 2015 года в среднем по стране тарифы на коммунальные услуги возросли на 8,3%: газ подорожал на 7,5%, электроэнергия – на 8,5%, водоснабжение — на 9,1%, отопление – на 8,4%.

Эксперт Научно-образовательного центра федеральных и региональных программ Высшей школы государственного управления РАНХиГС Игорь Кокин полагает, что рост стоимости на коммунальные услуги неизбежно будет расти: «Сложно оперировать цифрами в условиях, когда Росстат не дает точных данных. На мой взгляд, рост будет гораздо больше, потому что в этих платежах не учитывается вопрос содержания и ремонта жилого фонда, которые существенно вырастут уже в этом году с учетом включения туда ОДН (услуги на общедомовые нужды—прим.ред.) по коммунальным платежам», — говорит эксперт.

«Я полагаю, что рост будет значительно больше прогнозируемого, тем более, что уровень инфляции сегодня прогнозировать достаточно сложно, и правительство признало, что оно не может спланировать бюджет больше, чем на один год, потому как не знает показателей роста экономики. Так что я отношусь к этим цифрам с большим сомнением, — резюмирует г-н Кокин.

Преподаватель Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Сергей Белолипецкий считает, что в сложившейся ситуации подобное прогнозирование не имеет особого смысла: «Хочется задать вопрос авторам прогноза: мы строим рыночную экономику или административную, управляемую? Если последнюю, то таким прогнозам можно охотно верить, поскольку партия сказала: «Надо!», комсомол ответил «Есть!». Поскольку у нас тарифы утверждают именно таким образом, сверху, то можно констатировать, что рынка нет, и мы все больше скатываемся к плановому ведению хозяйства, к капитализму с перспективой перехода к коммунизму. Это тупиковый путь»,— уверен эксперт.

«Люди, прогрессивно мыслящие, с экономическими мозгами уже устали повторять, что надо налаживать рынок, то есть мы сейчас поворачиваем не в ту сторону. Я боюсь говорить за всю страну, хотя общие признаки есть и для этого. Но в нашей отрасли если и были какие-то зачатки рынка, то они сейчас ликвидируются. Самый яркий пример — это Москва, где Собянин и Бирюков фактически монополизировали сферу управления недвижимости, ГБУ     Жилищник чуть ли не 90% занимает. Крохи остались ТСЖ и ЖСК», — говорит Белолипецкий.

Он особенно подчеркивает, что формулировка ЖКХ включает в себя два разных вида деятельности, которые, нередко ошибочно считают единым целым: «Почему-то говоря о тарифах на коммуналку, никто не делает разницы, что в этой сфере есть жилищные услуги и коммунальные услуги, хотя названия эти достаточно условные. Понятно, что такое коммунальные услуги — это свет, газ, вода, тепло, а жилищная сфера — это услуги по содержанию здания, по управлению недвижимостью. Поэтому это совершенно разные виды услуг. Потуги рынка как раз есть в сфере содержания, на сегодняшний день у нас закон говорит, что тарифы на содержание устанавливает… кто? Как бы вы думали? Сами собственники квартир, которые имеют все права и обязанности в части управления и должны назначать тарифы на содержание собственного помещения в многоквартирном доме. Для многих это откровение», — объясняет Сергей Белолипецкий.

По его словам, рынок и заключается в том, что все собственники встречаются на общем собрании и решают такие вопросы: «Они могут решить, что хоть 5 рублей пусть будет у них тариф, а не 30 и не 20. Это и есть рынок: есть какие-то предложения, то есть какие-то организации берут по 30 рублей, другие по 40, третьи по 50, но при этом у всех разное качество  услуг. Например, если уже пора делать капремонт, то можно выбрать компанию подешевле, или наоборот, если жильцы не хотят делать ремонт в ближайшие пять лет, то могут выбрать другую схему работы и другую компанию, предоставляющую свои услуги», — рассуждает преподаватель РАНХиГС.

«В Московской области тарифы в коммунальной сфере устанавливает комитет по ценам и тарифам. Как они это делают? Если представить рыночное пространство, то в этом пространстве есть два субъекта: покупатель и продавец, и первый может выбирать между тем, что предлагается, или вступать в торг с каким-то конкретным продавцом. Если на рынке есть естественный монополист, то тут, в качестве третейского судьи, должно вступать государство в лице этого самого комитета по ценам и тарифам. То есть он должен выполнять роль именно третейского судьи, а никак не истины в последней инстанции. Нас с вами не спрашивают, почем будет свет. Мы оплачиваем эти услуги, но нашего мнения никто не спрашивает. Это абсолютно нерыночно».

«Поэтому тарифы могут возрасти, могут не возрасти, а почему бы не спросить об этом потребителя? Понятное дело, что не все люди в этом разбираются, но ведь есть и те, кто хорошо знает этот вопрос. Меня как эксперта спрашивают о чем угодно, но только не о том, какими следует сделать тарифы. Я как потребитель хочу участвовать в этом процессе, но я эти права реализовать не могу. Поэтому мы и скатываемся в социализм и плановую систему хозяйства, хотим мы этого или нет», — заключает эксперт президентской академии.

Блохина Мария
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).