В прошедшую пятницу правительство внесло в Госдуму прогноз социально-экономического развития РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов. Как сообщает ТАСС, из документа следует, что с июля 2016 года коммунальные услуги вырастут в цене на 4%, в 2017 — на 5,1%, а в 2018 — на 4,7%.
В следующем году в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения произойдет переход на долгосрочное тарифное регулирование. Это означает, что правительством не будут утверждаться предельные отраслевые индексы изменения тарифов в этих сферах. На кабмин ляжет другая задача, он будет устанавливать предельные индексы изменения совокупного платежа граждан за коммунальные услуги.
Сообщается, что рост цен на услуги обусловлен подорожанием топлива, электроэнергии и других материальных затрат. Напомним, что с 1 июля 2015 года в среднем по стране тарифы на коммунальные услуги возросли на 8,3%: газ подорожал на 7,5%, электроэнергия – на 8,5%, водоснабжение — на 9,1%, отопление – на 8,4%.
Эксперт Научно-образовательного центра федеральных и региональных программ Высшей школы государственного управления РАНХиГС Игорь Кокин полагает, что рост стоимости на коммунальные услуги неизбежно будет расти: «Сложно оперировать цифрами в условиях, когда Росстат не дает точных данных. На мой взгляд, рост будет гораздо больше, потому что в этих платежах не учитывается вопрос содержания и ремонта жилого фонда, которые существенно вырастут уже в этом году с учетом включения туда ОДН (услуги на общедомовые нужды—прим.ред.) по коммунальным платежам», — говорит эксперт.
«Я полагаю, что рост будет значительно больше прогнозируемого, тем более, что уровень инфляции сегодня прогнозировать достаточно сложно, и правительство признало, что оно не может спланировать бюджет больше, чем на один год, потому как не знает показателей роста экономики. Так что я отношусь к этим цифрам с большим сомнением, — резюмирует г-н Кокин.
Преподаватель Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Сергей Белолипецкий считает, что в сложившейся ситуации подобное прогнозирование не имеет особого смысла: «Хочется задать вопрос авторам прогноза: мы строим рыночную экономику или административную, управляемую? Если последнюю, то таким прогнозам можно охотно верить, поскольку партия сказала: «Надо!», комсомол ответил «Есть!». Поскольку у нас тарифы утверждают именно таким образом, сверху, то можно констатировать, что рынка нет, и мы все больше скатываемся к плановому ведению хозяйства, к капитализму с перспективой перехода к коммунизму. Это тупиковый путь»,— уверен эксперт.
«Люди, прогрессивно мыслящие, с экономическими мозгами уже устали повторять, что надо налаживать рынок, то есть мы сейчас поворачиваем не в ту сторону. Я боюсь говорить за всю страну, хотя общие признаки есть и для этого. Но в нашей отрасли если и были какие-то зачатки рынка, то они сейчас ликвидируются. Самый яркий пример — это Москва, где Собянин и Бирюков фактически монополизировали сферу управления недвижимости, ГБУ Жилищник чуть ли не 90% занимает. Крохи остались ТСЖ и ЖСК», — говорит Белолипецкий.
Он особенно подчеркивает, что формулировка ЖКХ включает в себя два разных вида деятельности, которые, нередко ошибочно считают единым целым: «Почему-то говоря о тарифах на коммуналку, никто не делает разницы, что в этой сфере есть жилищные услуги и коммунальные услуги, хотя названия эти достаточно условные. Понятно, что такое коммунальные услуги — это свет, газ, вода, тепло, а жилищная сфера — это услуги по содержанию здания, по управлению недвижимостью. Поэтому это совершенно разные виды услуг. Потуги рынка как раз есть в сфере содержания, на сегодняшний день у нас закон говорит, что тарифы на содержание устанавливает… кто? Как бы вы думали? Сами собственники квартир, которые имеют все права и обязанности в части управления и должны назначать тарифы на содержание собственного помещения в многоквартирном доме. Для многих это откровение», — объясняет Сергей Белолипецкий.
По его словам, рынок и заключается в том, что все собственники встречаются на общем собрании и решают такие вопросы: «Они могут решить, что хоть 5 рублей пусть будет у них тариф, а не 30 и не 20. Это и есть рынок: есть какие-то предложения, то есть какие-то организации берут по 30 рублей, другие по 40, третьи по 50, но при этом у всех разное качество услуг. Например, если уже пора делать капремонт, то можно выбрать компанию подешевле, или наоборот, если жильцы не хотят делать ремонт в ближайшие пять лет, то могут выбрать другую схему работы и другую компанию, предоставляющую свои услуги», — рассуждает преподаватель РАНХиГС.
«В Московской области тарифы в коммунальной сфере устанавливает комитет по ценам и тарифам. Как они это делают? Если представить рыночное пространство, то в этом пространстве есть два субъекта: покупатель и продавец, и первый может выбирать между тем, что предлагается, или вступать в торг с каким-то конкретным продавцом. Если на рынке есть естественный монополист, то тут, в качестве третейского судьи, должно вступать государство в лице этого самого комитета по ценам и тарифам. То есть он должен выполнять роль именно третейского судьи, а никак не истины в последней инстанции. Нас с вами не спрашивают, почем будет свет. Мы оплачиваем эти услуги, но нашего мнения никто не спрашивает. Это абсолютно нерыночно».
«Поэтому тарифы могут возрасти, могут не возрасти, а почему бы не спросить об этом потребителя? Понятное дело, что не все люди в этом разбираются, но ведь есть и те, кто хорошо знает этот вопрос. Меня как эксперта спрашивают о чем угодно, но только не о том, какими следует сделать тарифы. Я как потребитель хочу участвовать в этом процессе, но я эти права реализовать не могу. Поэтому мы и скатываемся в социализм и плановую систему хозяйства, хотим мы этого или нет», — заключает эксперт президентской академии.