Во вторник в Госдуму был внесен законопроект, предполагающий введение минимального размера индексации заработной платы. Документ подготовил депутат от «Справедливой России» Олег Шеин. Он предлагает, чтобы размер такой индексации соответствовал уровню инфляции в регионах. Документ предполагает внесение ряда изменений в Трудовой кодекс РФ.
Автор указывает на то, что ТК регулирует индексацию зарплаты, но не устанавливает четкий порядок ее проведения. При этом учреждения коммерческого и внебюджетного типа самостоятельно принимают решения об индексации зарплат, что ведет к необязательности выполнения этого условия, так как работодатели интерпретируют его как возможность, а не обязанность. Так, на многих предприятиях индексация зарплаты не производится годами.
Шеин считает, что для того, чтобы обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы работало как государственная гарантия, необходимо ввести ряд мер. «Это очень важное социально-экономическое явление. У работодателей, не относящихся к бюджетным, нет обязанности производить индексацию на уровень инфляции. В связи с этим необходимо ввести минимум индексации заработной платы, который будет соответствовать уровню инфляции в соответствующих субъектах Российской Федерации. Данная мера позволит более четко регулировать уровень инфляции по регионам, учитывая экономические и социальные аспекты», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
При этом предполагается, что индексация зарплат не будет обязательной для тех работников, чья зарплата в месяц выше десятикратного размера прожиточного минимума трудоспособного населения. Таким образом планируется соблюдать принцип социальной справедливости.
Научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ Павел Травкин считает, что у этого законопроекта перспективы не очень: «Такой законопроект приведет к тому, что фактически работодатели должны будут каждый год повышать заработную плату на годовые показатели инфляции. Такое увеличение заработной платы всегда будет приводить к тому, что часть работодателей, которые не могут повышать заработную плату каждый год, будут вынуждены уходить в «серую» заработную плату. Для государства и для самих работников это скорее будет минус, потому что не будет ни налогов, ни социальных отчислений в виде будущих пенсий и так далее», — полагает он.
«С другой стороны можно предположить следующую ситуацию. Проработал работник n-ое количество лет на одном месте, каждый год согласно закону ему повышают заработную плату. Но в какой-то момент случается так, что работодатель не сможет платить ему повышенную заработную плату. Работник бы и рад согласиться на меньшую заработную плату, его все устраивает: близко к дому, работа по профессии, хороший коллектив. Но согласно этому законопроекту платить ему меньше нельзя и работодатель вынужден с ним расстаться. Работодатель не только потеряет работника, который его устраивал, но и приобретет издержки на поиск и отбор нового работника на данное место», — рассуждает эксперт Вышки.
Председатель Комитета по трудовым отношениям и охране труда Московского отделения «Опоры России» Георгий Кульнин считает, что идея хорошая, но есть ряд нюансов: «Необходимость индексации заработной платы пропорциональной уровню инфляции понятна и обоснована, как гарантия государства по оплате труда работников. Однако необходимо понимать и принимать во внимание, что в условиях сегодня сложившейся непростой экономической ситуации в целом, не все представители бизнеса располагают возможностью безболезненно для ведения своего дела принять данное обязательство», — считает он.
«Как отразится применение данного законопроекта на предприятиях и организациях, перспективой которых в ближайшее время является сохранение и удержание на рынке товаров и услуг? Финансовая затратная часть работодателя на оплату труда составляет одну из основных расходных статей предприятия, и для компаний испытывающих на сегодняшний день затруднительное положение, обязательство индексации может оказаться затруднительным, а возможно и не выполнимым», — рассуждает Кульнин.
Эксперт «Опоры России» полагает, что данный законопроект должен сопровождаться анализом конъюнктуры рынка, чтобы предупредить потенциальную возможность возникновения дополнительной финансовой нагрузки, которая сможет повлиять на сохранение и развитие бизнеса.
Доцент кафедры антикризисного управления социально-экономическими системами РАНХиГС Игорь Москалев в беседе с «Полит.ру» подчеркнул, что эта инициатива направлена на повышение минимального размера оплаты труда. «В нашей стране эта проблема, безусловно, очень острая, потому что сложившаяся ситуация, я считаю, достаточно абсурдная: когда минимальный размер оплаты труда ниже прожиточного минимума. Он действительно должен повышаться в соответствии с прожиточным минимумом, и я бы даже сказал, что он должен быть равен двум прожиточным минимумам», — считает Москалев.
При этом он считает, что обязательная индексация зарплат не отразится на бизнесе: «Мы действительно сталкиваемся с тем, что есть много теневых схем в бизнесе, но они и так есть. Я думаю, что повышение минимального размера труда на 10% или даже на 20% не повлияет на эту ситуацию в худшую сторону», — полагает эксперт.
Москалев особенно подчеркнул, что подобного рода меры должны быть в комплексе и осуществляться системно: «Они должны реализовываться параллельно с целым рядом мер по поддержке бизнеса в целом. Это должна быть и система налоговых вычетов, и программа поддержки таких направлений, как IT-сфера, реальный сектор, производственный сектор. В таком случае это будет давать свой эффект. При этом МРОТ, безусловно, надо повышать, я с этим абсолютно согласен, и эта инициатива заслуживает поддержки», — уверен доцент РАНХиГС.
«Стоит подумать над тем, чтобы как можно больше было налоговых вычетов при минимальных заработных платах. Над этим нужно серьезно подумать и поработать, чтобы люди, получающие действительно минимальную заработную плату, и развивающиеся предприятия малого бизнеса имели какие-то дополнительные льготы. В то же время граждане должны быть защищены, и, безусловно, МРОТ должен быть повышен», — резюмировал эксперт президентской академии.