Усугубление сложной экономической ситуации в России ведет к целому ряду негативных экономических последствий. Одно из них — рост безработицы по всей стране, о которой время говорят все больше. Даже правительство в недавно утвержденном антикризисном плане заложило прогноз роста безработицы на 68%.
Ожидается, что вскоре за пособиями по безработице обратятся еще около 650 тысяч человек. Чтобы произвести выплаты всем нуждающимся, в правительственном плане предусмотрено 30 миллиардов рублей. Изначально в бюджете предполагалось, что количество безработных составит 950 тысяч человек, теперь же ожидается, что их количество уже в 2015 году составит около 1,6 миллионов людей, сообщают «Известия».
В конце прошлого года уровень безработицы в России вырос, еще 37 тысяч россиян остались без работы. Всего в декабре 2014 года количество безработных в России составило почти 4 миллиона человек, что составляет 5,3% экономически активного населения страны. В среду в ходе селекторного совещания премьер-министра России Дмитрия Медведева с главами регионов по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности глава кабинета министров заявил, что нужно стараться сохранять достигнутый низкий уровень безработицы и сделать более эффективной структуру занятости, передает «вПодмосковье».
Однако тогда же первый вице-премьер Игорь Шувалов посоветовал россиянам готовиться к ухудшению ситуации на рынке труда, потому что скоро безработица будет расти, и людей нужно будет адаптировать к новым условиям. По мнению министра труда и социальной защиты Максима Топилина, уже этой весной наступивший экономический кризис может отразиться на рынке труда. Министр считает, что процесс замораживания вакансий связан с неопределенностью, которую испытывают работодатели.
Доцент кафедры антикризисного управления социально-экономическими системами, директор Центра мониторинга качества образовательных программ ИГСУ РАНХиГС Игорь Москалев считает, что у этой проблемы есть и другая сторона: «Здесь есть ряд противоречий: с одной стороны, мы говорим о безработице, с другой стороны - кадровый голод в определенных отраслях и сферах. Каждая проблема в один день не решится, так как здесь накладывается целый ряд факторов. Во-первых, это ситуационные факторы, связанные с текущей экономической ситуацией, которая характеризуется как кризис, и это сейчас, безусловно очень актуально. Во-вторых, есть более долгосрочные факторы, которые можно было бы предсказать, так как они в принципе известны. Это демографические процессы, связанные с существующей демографической ямой. Сейчас в среднем на количество трудоспособного населения в год сокращается примерно на миллион. Дело в том, что сейчас российское общество стареет, поэтому здесь средними статистическими оценками невозможно раскрыть ситуацию», - говорит эксперт.
Старший аналитик портала rabota.ru Андрей Павлюченко считает, что правительству виднее, хотя объем размещенных вакансии пока не дает подтвердить этот прогноз: «Мы сейчас не видим такого тренда, который бы свидетельствовал о таком сильном росте безработицы. Да, у нас усиливается конкуренция за рабочие места среди соискателей, вакансий становится относительно чуть меньше, но такого обвала мы не наблюдаем. С другой стороны, тот относительно спокойный тренд, который есть сейчас, может смениться в любой момент, и это предсказать достаточно трудно. То есть сейчас периодически стали проходить сообщения, что ряд предприятий собираются сокращать сотрудников, например, тот же Уралвагонзавод. Наши данные свидетельствуют о том, что ситуация сложная и становится сложнее, но таких цифр по ним предсказать трудно», — сообщил эксперт.
«Мы наблюдаем плавное снижение спроса на сотрудников, ну и то, что нам известно о различных заводах и корпорациях, которые вакансии у нас не размещают, это то, что какие-то из них планируют сокращать персонал вплоть до 80%», — говорит аналитик рекрутингового портала.
«Мы знаем, сколько сотрудников компаниям нужно сейчас, но мы не знаем, сколько от них ушло, и что им нужно сейчас. То есть они ищут кого-то на замену, восполняют свою текучесть или расширяются, но, например, в самой популярной у нас сфере, в ритейле, розничных продажах вакансий не стало меньше, и многие ритейлеры, например, как тот же МТС и Ашан, пока оборотов не сбавляют», — приводит пример Андрей Павлюченко.
Генеральный директор Zartis Russia, член некоммерческого партнерства «Эксперты Рынка Труда» Артем Зюрюкин считает так: «На вопрос «что будет дальше?» лучше всего ответить в преломлении к трем составляющим этого вопроса. Первое: отрасли, которые пострадают в большей степени, кризис в целом и безработица в частности, на мой взгляд, затронут практически всех, так как существует большой корпоративный долг, уменьшился доступ к недорогому финансированию, снижается покупательная способность населения. Раньше других пострадает весь финансово-банковский сектор, медийный, а также (с некоторым временным лагом) строительство и девелопмент», — полагает Зюрюкин.
«Второе: неэффективные компании — такими станут бизнесы, привыкшие к «дешевым» средствам, те, кто ориентировался на импортные поставки конечных товаров или комплектующих. В условиях снижающейся платежеспособности населения компании, которые ориентируются на потребителей среднего и выше класса, также подвергнутся «турбулентностям». В целом все те, кто не сможет контролировать и существенно снижать издержки, окажутся в рядах неэффективных», — говорит специалист НП «Эксперты Рынка Труда».
«И третье: внутри компаний сокращениям повергнутся поддерживающие функции - HR, административный штат, маркетинг (хотя далеко не во всех случаях сокращение этой функции будет стратегически верным решением), а также все сотрудники, не являющиеся «добытчиками прибыли» для своей компании, окажутся в зоне риска. Производительность каждого конкретного сотрудника будет важным критерием в решении об увольнениях, и как всегда в таких случаях более лояльные и способные сумеют сохранить свои места», — рассуждает Артем Зюрюкин.
Он отмечает и то, что делается государством в этом направлении: «Правительство говорит об антикризисных мерах, и я полностью согласен с обоснованностью таких мер: поддержка банковской системы, инфраструктурные проекты, импортозамещение, помощь оказавшимся без работы и так далее. Вопрос в другом: будут ли эти меры реализованы в необходимые сроки или же возможный отскок цен на нефть опять оставит все эти замыслы лишь планами. Переориентация на внутреннее производство, безусловно, важна для развития любой страны, но для этого нужны деньги и технологии, а в условиях геополитического кризиса у нас есть риск остаться как без первых, так и без вторых», — резюмирует эксперт.
Ведущий юрист Департамента трудового права Института профессионального кадровика Анастасия Куртиян разделяет эти опасения: «Действительно, многих россиян ждет не самый лучший период в работе: в связи с кризисом многие предприятия и организации сокращают расходы на персонал, проводят оптимизацию в своих фондах оплаты труда. Однако рост безработицы связан не столько с появлением новых безработных граждан, сколько с невозможностью трудоустройства имеющихся безработных», — говорит Куртиян, предполагая, что динамика улучшения состояния рынка труда в лучшем случае окажется на уровне прошлых лет, в худшем – будет и дальше расти уровень безработицы.
Кроме того, по мнению Анастасии Куртиян, в данный момент на рынке труда есть и другие проблемы, которые решаются на государственном уровне: «Сегодня можно увидеть диспропорциональность в территориальном предложении на рынке труда. Для смягчения этой диспропорции в настоящее время реализуется программа по территориальной мобильности рабочей силы, которая призвана обеспечить координацию долгосрочных и среднесрочных инвестиционных программ, федеральных целевых программ, связанных со структурной перестройкой экономики, программ социально-экономического развития отдельных регионов, принимаемых органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях. Подобная программа выработана с целью сохранения имеющихся рабочих мест и созданию условий для появления новых», — объясняет эксперт Института профессионального кадровика.
«Тем не менее, сегодня можно увидеть проблемы с трудоустройством в тех регионах, где и так имеются экономические и социальные проблемы: Ямало-Ненецком автономном округе, республиках Тыва, Дагестан, Северная Осетия – Алания, Чеченская республика, Забайкальский край, Архангельской области. Как ожидается по прогнозам, а также проводя анализ прошлого периода, наименьшее воздействие на рынок труда будет оказан на Центральный регион России», — говорит Куртиян. Она так же отмечает, что такие факторы, как переориентация политического направления, в том числе по вопросам сотрудничества со странами Азии и Латинской Америки, расширение состава стран Таможенного Союза, появление в составе РФ новых субъектов, Крыма и Севастополя, все это способствует экономическому развитию России, что в ближайшем будущем должно положительно отразиться на рынке труда.
При этом юрист считает, что говорить однозначно, что прогноз правительства оптимистичен или пессимистичен, некорректно. «Ведь всегда лучше сделать некий запас, чтобы вследствие возможного корректирования прогноза в худшую сторону население ощутило перепады на минимальном уровне», — поясняет свою точку зрения эксперт.
«Нужно реально смотреть на вещи – в любой момент может случиться такая ситуация, когда работодатели в действительности не смогут содержать тот штат работников, который у них есть в данный момент. Тенденции в сокращениях напрямую зависят от экономического состояния, а всем известно, что экономика и политика – вещи одной составляющей. Предположить ситуацию на международной политической арене сложно», — говорит Куртиян.
По ее словам, в период кризиса вне зависимости от причин, которыми он был спровоцирован, всегда имеет место так называемая «переориентация» рынка труда: «В связи с тем, что экономика России напрямую зависит от соотношения импорта-экспорта нефтегазового сектора, то в первую очередь наблюдается спад спроса специалистов топливно-энергетических предприятий, предприятий нефти и газа, добывающей и перерабатывающей промышленности. Кроме того, по причине прямого влияния предприятий указанных направлений на состояние банковской системы, не следует ожидать спроса на специалистов в банки и иные кредитные организации», — считает эксперт.
Анастасия Куртиян полагает, что на самом деле экономический кризис всего лишь видоизменил расстановку на рынке труда: «С падением спроса на одних специалистов неминуемо растет спрос на других. Сегодня все больше появляется потребность в технических специалистах IT-сферы. Кроме того, прогресс науки и техники обнаружил необходимость в привлечении специалистов, имеющих не только техническое образование, но и, например, медицинское, фармацевтическое, биохимическое и т.д. Последние преобразования в образовательной деятельности и перестройке системы образования в Российской Федерации в целом показывают необходимость в новых кадрах педагогической и научной деятельности».
«По-прежнему сохраняется тенденция на спрос обслуживающего персонала, работников архитектурной сферы, картографии и геодезии. Таким образом, логично говорить о изменении рынка труда, его переориентировании, но не о его «замораживании»», — подытоживает юрист.