Возвращение России и Турции к обсуждению возможности возобновления проекта «Турецкий поток» вызывает беспокойство в Европейском союзе. Об этом сообщило агентство Reuters со ссылкой на собственные источники в дипломатических кругах ЕС. Сообщается, что дипломаты опасаются, что в случае реализации этого проекта позиция России будет усилена, Украина лишится статуса транзитера газа, и в результате возникнет зависимость Евросоюза от «Газпрома», а альтернативные поставки из Каспийского региона прекратятся.
Заместитель начальника управления анализа рынка акций ИК «Велес Капитал» Василий Танурков в беседе с «Полит.ру» высказал точку зрения, что европейцы боятся не того: «Это по большей части политический вопрос, а не экономический. С экономической точки зрения, европейцам следовало бы бояться не зависимости от российского газа, а перспективы остаться в итоге без газа вообще или с дефицитом газа из-за того, что не будут построены трубопроводы. Тем более, Россия после 2019 года вообще хочет отказаться от транзита через Украину, потому что это настолько сейчас ненадежное государство и ненадежный транзитер, что в любой момент может произойти что угодно. Зимой в пик потребления Европа может остаться без газа, и ничего хорошего из этого не последует», — считает он.
«Если у европейских политиков работает американское лобби на то, чтобы наконец начать экспорт американского сланцевого газа в Европу в 1,5-2 раза дороже стоимости российского, то это уже другое оправдание, которое тоже не имеет ничего общего с экономической логикой. Вообще вся эта ситуация абсолютно не экономическая.
Что касается «Турецкого потока», то насколько я понимаю, сейчас идет речь о строительстве всего двух ниток, причем одна из них будет исключительно под нужды Турции. То есть 16 миллиардов кубометров в год будет приходиться на турецкое потребление, и как раз Турция боится перебоев поставок через Украину, и понятно, что есть некие политические факторы, которые сейчас уже способствуют сближению России с Турцией. Поэтому с точки зрения экономической логики, для Турции это довольно оправданный проект, и если повезет, то политическая ситуация в Турции не изменится, и этот проект можно будет реализовать», — рассуждает Танурков.
При этом, говоря о возможном влиянии «Турецкого потока» на баланс предложения на европейском рынке, он предположил, что реализация двух ниток трубопровода особо большого влияния не окажет: «Дополнительно для экспорта появится еще около 16 миллиардов мощностей, но это мизерное количество, с точки зрения возможности поставок в обход Украины. Поэтому все-таки важнее строительство второй очереди «Северного потока», чем трубопровода через Турцию», — заключил эксперт компании «Велес Капитал».
Заместитель главного директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев считает, что беспокойство европейских дипломатов оправдано лишь отчасти: «Эти опасения не обоснованы в части усиления зависимости от России, поскольку в конечном счете это решение конкретных потребителей и коммерческих структур, которые закупают газ. То есть газ закупается не на основе правительственных решений и политических мотивов, в конечном итоге это коммерческие сделки, в которых основным индикатором, на который ориентируются при принятии решений, — это цена», — объясняет эксперт.
По его словам, российский газ в текущих условиях вполне конкурентоспособен, и на фоне других поставщиков (в том числе и СПГ) его стоимость привлекательна для потребителей, поэтому закупки российского газа растут. «Если он перестанет быть конкурентоспособным, и будут более дешевые источники газа, то его потребление сразу снизится. То есть к политике и к строительству трубопроводов это имеет косвенное отношение. Можно построить много новых трубопроводов, но это совершенно не означает, что газ, который можно по ним эксплуатировать, будет куплен в Европе. Это изначально надуманная и сильно политизированная идея», — считает Алексей Белогорьев.
При этом для Украины перспектива «Турецкого потока» действительно выглядит мрачно. «Если представить, что будет реализована хотя бы одна нитка проекта «Турецкий поток», то это практически означает прекращение транзита газа через Украину в сторону Трансбалканского газопровода, который в перспективе будет составлять не менее половины всего транзита российского газа через территорию Украины. Это ставит, конечно, критические проблемы для существования и выживания государственной системы Украины. Поэтому для Украины «Турецкий поток» — это очень большая проблема, если вдруг он будет реализован», — говорит эксперт ИЭФ.
Для Европы серьезных причин для опасений Белогорьев не увидел. По его мнению, это скорее положительный фактор, так как любое размещение транспортных мощностей на входе в Европу означает появление новых маршрутов и дополнительных источников газа, что увеличивает конкуренцию на газовом рынке Европы. «Это теоретически должно приводить к снижению цен для потребителя, что несомненно является полезным и экономически, и политически. Все обвинения в этой части никак не обоснованы экономически», — добавляет экономист.
В то же время он считает крайне маловероятной перспективу реализации проекта «Турецкий поток», объясняя это тем, что в нем не заинтересованы ни Россия, ни Турция: «Безусловно, строить одну ветку слишком дорого и экономически убыточно, при этом «Газпром» уже согласился сохранить транзит газа по Трансбалканскому трубопроводу. Строить такой дорогостоящий газопровод только для того, чтобы уменьшить транзит через Украину, нет смысла. Тем более, несмотря на то, что отношения с Турцией сейчас налаживаются, недоверие останется еще надолго».
«Для России в этом проекте появится смысл, если будет построена вторая ветка газопровода, но это возможно только, если Турция даст гарантии по увеличению в перспективе российского газа, на что сейчас Турция вряд ли готова. Все-таки кризис, произошедший в конце прошлого года сильно повлиял на газовую стратегию Турции, и в итоге она ищет новые перспективные источники газа, включая израильский газ из Левиафана [газовое месторождение в Иране], возможно, строительство новых СПГ-терминалов. То есть такой ставки на российский газ, которая была ранее, мне кажется, уже не будет, и заполнить вторую ветку «Турецкого потока» только газом для турецкого рынка будет весьма проблематично. Поставлять газ по второй ветке, как заявили в «Газпроме», в страны Юго-Востока Европы, входящие в Евросоюз, пока невозможно в силу отсутствия инфраструктуры доставки газа через греко-турецкие границы. И совершенно непонятно, на чьи деньги эта инфраструктура может быть построена, учитывая то, что сам «Газпром» не собирается финансировать эти проекты, у него для этого нет финансовых возможностей, и в ближайшие годы они вряд ли появятся. Кроме того, никак не решен вопрос о том, можно ли будет использовать эти новые газопроводы для поставок российского газа.
Для Турции этот проект тоже неинтересен, потому что ее изначально устраивал Балканский газопровод. Турции безразлично то, как к ней поступает газ (через Украину или нет), а большинство подрядчиков при строительстве будут не турецкие, а европейские, и Турция от этого ничего не получит, транзитные платежи тоже, если будут, то небольшие. Поэтому экономически этот проект для Турции не интересен. Интерес Турции был в том, чтобы создать совместное предприятие с «Газпромом» по реализации газа в Европу, на что «Газпром» был категорически не согласен, что и привело к фактической заморозке этого проекта в прошлом году, и это произошло задолго до того, как испортились политические отношения», — делится размышлениями Алексей Белогорьев.
«В общем, ни Турция, ни Россия сейчас не заинтересованы в этом, и не видно перспективы, чтобы такой интерес возник. Для Евросоюза этот проект тоже не интересен, но по политическим соображениям, и страны Западной Европы больше заинтересованы в реализации проекта «Северный поток-2», и сам «Газпром» делает на него ставку, поэтому все разговоры и информационный шум вокруг «Турецкого потока», на мой взгляд, просто для отвода глаз и для того, чтобы легче проходило согласование проекта «Северный поток-2», который действительно и для Европы, и для России является ключевым на ближайшие несколько лет», — резюмировал эксперт ИЭФ.