будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Курилы Россия Япония
Июль 1, 2025
Хозяйство
Блохина Мария

Наутро. 30 декабря

 

 

Правительство Сахалинской области и Министерство иностранных дел России разрабатывают план совместной с Японией хозяйственной деятельность на Южных Курилах. Как следует из сообщения на сайте областного правительства, в ближайшее время документ, в котором предполагается прописаны конкретные шаги, будет представлен японской стороне.

Заявляется, что ряд ранее оговоренных мер уже были приняты. Так, например, уже с нового года будет упрощен визовый режим между Россией и Японией, а сейчас обсуждаются возможности свободного приграничного перемещения между соседними регионами — Сахалином (в рамки субъекта федерации входят и Курилы) и Хоккайдо.

Бизнес-структуры обеих стран уже озвучили намерения на дальнейшее развитие сотрудничества: «В ходе визита главы российского государства в Японию Сахалин заключил с иностранными партнерами ряд договоренностей. Например, подтверждены намерения японской корпорации JGC о строительстве на юге острова микрозавода по сжижению природного газа. А другая организация - «Соджиц Корпорейшн» - готова совместно с Восточной горнорудной компанией вкладывать средства в проекты по увеличению добычи угля на территории Углегорского района. Еще две бизнес-структуры из соседней страны — «Мицуи энд Ко., Лтд» и «Чиода Корпорейшн» помогут области разработать так называемый Мастер-план по эффективному использованию природного газа», — говорится в официальном сообщении.

Заведующий кафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов поддерживает инициативы в части расширения делового сотрудничества России с Японией и развитие приграничного сотрудничества, в частности. Он сомневается, что можно ждать ощутимого экономического эффекта от такого сотрудничества для страны в целом, но это определенно пойдет на благо развитию региона: «Еще более важен сам факт сотрудничества в этой сфере, поскольку мы понимаем, что существует политическая напряженность в части южных островов Курильской гряды, и приглашение японских партнеров совместно участвовать в освоении данных территорий служит, скорее, идеологическим целям, нежели сугубо экономическим», — считает эксперт, напоминая, что эти острова были японскими до 1945 года, и сейчас у японцев есть выраженное чувство по отношению к ним.

«В этой связи, не затрагивая вопрос политического суверенитета над этими островами, которые остаются российскими, выдвинуто предложение, носящее чисто экономический характер, о возможной совместной хозяйственной деятельности. Таким образом вопрос носит более идеологический характер, нежели экономически эффективный.

Если говорить в целом о сотрудничестве Сахалинской области не только в части развития Курильских островов, но и острова Сахалин, и близлежащего острова Хоккайдо, самого северного в Японии, то это тоже вполне оправдано. Эти территории отделены относительно небольшими морскими акваториями, и наверняка есть много вопросов, связанных с освоением морских ресурсов, транспортными задачами, которые можно решать совместно. Здесь можно вспомнить удачный опыт приграничного сотрудничества и безвизового обмена в части российско-китайского приграничья, например, Благовещенска и города Хэйхэ провинции Хэйлунцзян. Соответственно, опыт такого приграничного сотрудничества, когда создается упрощенный таможенный режим, упрощенный режим пересечения границы гражданами нужно только приветствовать в том случае, если есть страны, которые расположены рядом, и есть взаимный интерес», — полагает Владимир Климанов.

Старший научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Степан Земцов в беседе с «Полит.ру» высказал мнение, что в том случае, если речь идет исключительно о совместном экономическом использовании территорий, то такое сотрудничество окажет положительное влияние на развитие как Курильских островов, так и всего Дальнего Востока: «Но в договоре не должен обсуждаться политический статус островов, это территория Российской Федерации, и иное не должно нигде фигурировать. Курильские острова имеют стратегическое значение для России. Они расположены таким образом, что Охотское море фактически является внутренним. Если же хотя бы один остров будет как-либо относиться к Японии, то часть Охотского моря превращается в международные воды, и мы теряем гигантскую рыбохозяйственную акваторию. Кроме того, там расположены месторождения газа и нефти на шельфе, которые мы тоже можем потерять. Совместное экономическое освоение — это положительный момент, потому что мы сами не всегда имеем возможность, разве что путем создания военных баз.

Говоря о возможных проблемах, их может быть довольно много, потому что и юридические нормы, и законодательство двух стран сильно различается. Хотя, с другой стороны, положительный момент в том, что это изолированные территории. То есть как российские граждане не смогут попасть с островов в Японию, так и японцы не смогут попасть в Россию, и это сильно упрощает миграционные процедуры, если будет принято решение о возможности проживания японских граждан на территории Курильских островов.

В конечном итоге, надеюсь, что это позволит подписать мирный договор с Японией, и в регион станут активно поступать японские инвестиции, в которых нуждается не только российский Дальний Восток, но и сами японские инвесторы. Хорошо известно, что японская экономика имеет очень низкие темпы роста в последние 20-30 лет, и использование природно-ресурсного потенциала российского Дальнего Востока, конечно, тоже должно благоприятно сказаться на японской экономике. Поэтому, с экономической точки зрения, я вижу только плюсы», — сказал Степан Земцов. 

Доцент кафедры международной безопасности и внешнеполитической деятельности России РАНХиГС Марина Шарко считает особенно важным стремление Японии реализовать качественно новую стратегию отношений с Россией и идею совместного хозяйствования двух стран на Курильских островах. При этом, по ее мнению, для практического внедрения этой идеи необходимо понимать значение Японии для настоящего и будущего развития России, АТР и мира: «Национальная специфика внешнеполитической деятельности Японии многообразна как в плане возможностей, так и проблем. Несмотря на проблемы, а порой и недопонимание, проявляющееся в двусторонних отношениях, необходимо учитывать и использовать реальную готовность Япония к инициированию новых проектов с Россией, в частности, по развитию совместной российско-японской хозяйственной деятельности на Курильских островах.

На сегодняшний день понятно, что для России и Японии необходимо диверсифицировать двустороннее сотрудничество, что отвечает интересам модернизации российской экономики и возрождению японской. Кроме того, Россия с ее огромными рыночными возможностями в международном контексте способна уравновесить соперничество между Японией и Китаем в АТР. В свою очередь Япония способна уравновесить китайскую доминанту во внешнеэкономической политике России. Оптимистично, особенно на фоне санкционной политики Запада, что именно Япония стремится найти более успешный способ взаимодействия с Россией. Совместная российско-японская хозяйственная деятельность на Курилах является серьезной заявкой для развития интеграционных процессов в регионе, а также самых оптимистических сценариев развертывания геостратегической ситуации в АТР», — считает Марина Шарко.

Говоря о сложностях, которые могут возникнуть в процессе реализации совместной хоздеятельности на Южных Курилах, она заметила, что внешняя политика Японии в этом вопросе зависит от видения японской стороной перспектив развития своей страны: «Как в концептуальном, так и в практическом планах в японской политической элите, подталкиваемой интересами бизнес-кругов, идет осознание того факта, что полноценное развитие японского государства связано с Россией. Крупномасштабные инфраструктурные, энергетические проекты, совместное освоение территорий на Дальнем Востоке в буквальном смысле открывают прямую дорогу Японии на Евразийский континент и мир в целом.

Диалектика развития российско-японских отношений во многом будет зависеть от взаимоотношений первых лиц обоих государств, от того, каких долгосрочных целей они хотят достичь в период своего правления. Сегодня появилась надежда, что лидеры обеих стран укрепят фундамент для создания отношений стратегического партнерства России и Японии», — объясняет Шарко. По ее мнению, России в отношениях с Японией важно ориентироваться не на узкие и краткосрочные экономические интересы, а на перспективные цели развития всей страны. Базовые условия развития российско-японских отношений – это доверие, сотрудничество и международная безопасность, полагает Марина Шарко.

«В анализе перспектив совместного хозяйствования на Курильских островах трудно абстрагироваться от того, что на Японию в ее отношении к России неоднозначно влияют не только внешние факторы глобального и регионального характера, но и внутренние. Главным препятствием для Японии, связанной узами военно-политического альянса с США, является американский фактор. Не последнюю роль играет и давление внутреннего фактора, который может заставить японских руководителей основывать свое видение хозяйственной деятельности на Курильских островах на предположениях и ожиданиях, которые далеки от действительности. Важен и тот фактор, какую роль в принятии внешнеполитических решений Японии будут играть военные. В частности, в вопросах японских односторонних территориальных претензий к России.

Сложности могут возникнуть и из-за влияния на политику Японии стереотипов восточноазиатской системы ценностей. Это японоцентристский характер представлений; национальное понимание справедливости, не исключающее силовой фактор в политике; субъективное восприятие миропорядка с тенденцией сохранения амбициозных претензий на лидерство посредством традиционной концепции борьбы во внешней политике; мифологические представления о превосходстве японской нации с усилением националистических и ксенофобских тенденций; глобальная проекция бренда «Сделано в Японии» с сохранением элементов агрессивной парадигмы международной конкурентоспособности; традиционные представления о безопасности страны как островного государства. Надо понимать, что Япония в системе международных отношений намерена активно участвовать в формировании новой геополитической структуры современного мира и потому ищет свои способы влияния на него», — заключила эксперт академии Марина Шарко.

Блохина Мария
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).