За прошедшую неделю российский рубль снова ощутимо ослаб по сравнению с долларом США и европейской валютой. Так, официальный курс доллара на 29 июля составлял 60,22 рубля, а евро — 66,62 рубля. Цена на нефть марки Brent за этот период тоже понизилась, и сейчас она колеблется на уровне 53-54 долларов за баррель. Небольшое укрепление рубля вновь наблюдалось 29 июля.
По мнению Илья Прилепского, руководителя направления «Международная экономика» Экономической экспертной группы, совершенно очевидно, что валютные колебания связаны с падением цены на нефть, которое, в свою очередь оказалось спровоцированным соглашением по иранской ядерной программе и опасениями по поводу роста ВВП Китая на фоне проблем на их фондовом рынке. Прилепский уточняет, что это произвело как прямой негативный эффект на рубль, так и породило опасения о том, что это скажется на всей экономике в целом, и это привело к дополнительному оттоку капитала, который также оказал давление на рубль.
«В то же время мы видим, что пошла реакция, и Центробанк приостановил покупку валюты, которая до этого составляла около 200 миллионов долларов ежедневно», — замечает эксперт. При этом он считает, что слишком преждевременно говорить о сильном падении цены на нефть, поэтому панические настроения конца прошлого года пока маловероятны.
Аналитик Банка Хоум КредитСтанислав Дужинский считает, что ослабление курса рубля вызвано совокупностью внешних факторов: «Среди основных можно назвать ожидаемое дальнейшее снижение ключевой ставки ЦБ при возможном повышении ставок ФРС США, геополитическую неопределенность, отрицательную динамику мировых цен на нефть и на прочих сырьевых рынках. По различным оценкам, курс доллара к рублю в ближайшее время будет колебаться с определенной волатильностью в районе 60 рублей за доллар. Предпосылок для более существенного ослабления курса пока не видно, а такое значение курса рубля вряд ли способно вызвать ощутимое изменение спроса на валюту среди домашних хозяйств или поменять их сложившиеся предпочтения на инструменты инвестирования своих сбережений», — говорит аналитик.
При этом, по его предположениям, нынешний всплеск волатильности валютного рынка существенно не повлияет на инфляцию. «По данным Росстата, прирост индекса потребительских цен (ИПЦ) в годовом выражении составил 15,3% по итогам июня. Пик инфляции пришелся на конец первого квартала этого года, когда годовой ИПЦ был равен 16,9%. В настоящее время инфляционный потенциал от девальвации рубля в декабре прошлого года практически исчерпан. Некоторое усиление инфляции в июле (до 15,8% по состоянию на 20 число) связано с запланированной Правительством России индексацией тарифов естественных монополий и последующим ростом цен на услуги ЖКХ. В ближайшие недели этот всплеск должен быть нивелирован традиционным для сезона сбора урожая удешевлением продовольственных товаров. По итогам года можно ожидать, что инфляция составит 10-11%, а, начиная с 2016 года, она будет исчисляться однозначными показателями», — рассуждает Станислав Дужинский.
Профессор РАНХиГС Максим Сафронов полагает, что в первую очередь колебания курса рубля связаны с тем, что заканчивается квартал: «Поскольку сейчас не наблюдается обильных валютных поступлений в федеральный бюджет, это нормальный и естественный рост. Когда в октябре-ноябре начнутся какие-то расчеты, он должен немного снизиться. Плюс, на это все влияют и мировые цены на нефть, формируется такой общий тренд», —
Сафронов тоже считает, что в настоящий момент нет никаких оснований для опасений относительно обвала рубля, как это было в конце 2014 года. «Для этого нет видимых причин», — говорит эксперт.
Его коллега, доцент ФФБД РАНХиГС, кандидат физико-математических наук Василий Якимкин комментирует ситуацию следующим образом: «Это связано с рядом фактором. Основной — это динамика цены на нефть. В принципе, другие факторы можно и не считать. Если очень грубо и приближенно, то можно взять цену за баррель нефти марки Urals в рублях и разделить на цену в долларах, в результате получится курс рубля к доллару с вероятностью правильной оценки в районе 80%», — говорит он, добавляя, что можно вести аналогичные расчеты и с нефтью марки Brent, так как существенной разницы в результатах не будет.
«Соответственно, нефть падает — рубль падает, нефть растет — рубль растет. Помимо этих корреляций, есть и другие факторы, влияющие на рубль. Это в первую очередь ожидание ужесточения кредитно-денежной политики в Соединенных Штатах, то есть «час икс» для рубля будет 17 сентября этого года. По моим оценкам, Федрезерв поднимет ставку на 25 базисных пункта, и это будет сильный удар по рублю. В первые часы обрушится рынок акций, товарных цен, нефть упадет, акции упадут и все капиталы развернутся в Америку», — считает эксперт академии.
Он отмечает, что в первую очередь капиталы начнут уходить с развивающихся рынков, в том числе и из России американские и европейские инвесторы начнут уводить средства. Следом же упадет цена на нефть, и в итоге получится двойной удар по рублю. «Но я надеюсь, что этот эффект будет краткосрочным, и потом рубль попытается восстановиться», — добавляет Василий Якимкин.
По его словам, в восстановлении рубля при таком развитии событий очень многое будет зависеть от политики Банка России. «На мой взгляд, в настоящий момент она (политика Банка России) не оптимальна, но кое-что ЦБ все-таки может сделать. Так, я считаю, что правильное решение остановить покупку долларов на 200 миллионов с целью пополнения золотовалютных резервов. В текущих условиях, это было необходимо, иначе рубль войдет в пике», — рассуждает доцент РАНХиГС.
«Я думаю, что 31 июля Центральному банку не стоит понижать ключевую ставку. Все думают, что она будет понижена на 0,5%, по моему мнению, Центробанк ошибется, если сделает это, ставку сейчас надо держать. В противовес, если Федрезерв 17 сентября понизит ставку, то Центробанк на внеочередном заседании должен будет срочно поднять ставку. Если он это не сделает, то это станет ошибкой, и рубль уйдет в пике», — полагает эксперт.
«Кроме того, общее конъюнктурное состояние российской экономики не внушает быкам по рублю оптимизма, потому что идет рецессия, все падает, сокращаются объемы производства, «дна» не видно. В лучшем случае, мы увидим «дно» где-то к декабрю», — делится предположениями Якимкин.
Объяснения механизмов волатильности подтверждаются динамикой 29 июля. Перед началом торгов ЦБ объявил, что приостановил покупку валюты в резервы. Накануне он сократил интервенции. Наблюдался также рост цен на нефть. В итоге рубль стал вновь укрепляться.