В четверг председатель Центрального банка России Эльвира Набиуллина заявила, что комфортный уровень международных резервов России — это 500 миллиардов долларов. Такого объема резервов будет достаточно, чтобы в течение двух-трех лет покрывать возможные оттоки капитала из страны. Ближайшие несколько лет Центробанк будет решать задачу по наращиванию объема международных резервов, заявила Набиуллина на Международном банковском конгрессе, сообщает РИА Новости. Она также сообщила, что решение о наращивании резервов не отменяет инфляционного таргетирования регулятора.
На 22 мая объем международных резервов РФ составлял 360,5 миллиардов долларов, что на 25 миллиардов меньше, чем было 1 января этого года, и более чем на 110 миллиардов меньше по сравнению с маем прошлого года.
Заведующий кафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга ФФБД РАНХиГС, доктор экономических наук, профессор Константин Корищенко замечает, что не существует формально принятого стандарта по расчету достаточности обязательных резервов: «Есть разные варианты: покрытия импорта, обслуживания или не обслуживания долгов, соотношения между резервами и объемами обычных денег и так далее, и поэтому я бы не говорил о каких-то конкретных стандартах в 150, 180 или 200 миллиардов», — говорит профессор академии.
«Цель в 500 миллиардов близка к объему сегодняшней внешней задолженности России. То есть можно предположить, что целевой показатель резервов примерно находится на уровне, покрывающем российскую внешнюю задолженность», — рассуждает Константин Корищенко.
Эксперт объясняет, каким образом пополнение резервов зависит от внешних факторов: «Путь приобретения этих резервов, а именно интервенции Банка России, и их скорость очень сильно связаны с тем, каков будет баланс с внешним миром: будет ли у нас приток капитала, или его отток. Это в свою очередь связано с ценами на нефть, будут ли они расти, оставаться на сегодняшнем уровне, или будут падать. Если ситуация не изменится, то приобретение такого количества валюты, то есть 140 миллиардов, — это вопрос даже не месяцев, а годов. Если же цена на нефть вырастет, и по каким-то причинам начнется приток капитала в Россию, тогда это может произойти значительно быстрее. В сегодняшних обстоятельствах такие операции Банка России будут однозначно влиять на курс рубля в сторону его ослабления», — говорит эксперт РАНХиГС.
Аналитик ГК TeleTrade Александр Егоров считает, что нынешний объем международных резервов совсем не повод для беспокойства: «Показатель в 360,5 миллиардов долларов вряд ли можно назвать критичным. События последнего времени, даже в условиях паники середины декабря прошлого года, показали, что российская финансовая система способна выдержать отсутствие внешнего финансирования, функционирование в условиях свободно плавающего курса и других изменений, которые произошли в второй половине 2014 года. Кризисные явления еще какое-то время будут оказывать негативное влияние, но в целом кризис перешел в рамки «управляемого процесса», — считает Егоров.
Опираясь на арифметику, он добавляет, что если Центробанк будет продолжать покупать на рынке ежедневно 100-200 миллионов долларов, то недостающие 140 миллиардов будут собраны в течение 1,5-2,5 лет. Наиболее очевидным же инструментов для этого является покупка валюты на открытом рынке.
То, что председатель ЦБ назвала комфортным именно объем в 500 миллиардов долларов, эксперт считает обоснованным: «Речь идет о сохранении устойчивости финансовой системы в течение продолжительного времени. Можно предположить, что расчет делался на срок 5-7 лет, исходя из динамики потоков капитала (чистый приток/отток) за определенный период. Да и психологически цифра в 500 миллиардов долларов звучит убедительно», — заключает аналитик ГК TeleTrade.
Директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка Юрий Амвросиев считает, что имеющегося объема резервов пока хватает: «Нынешний уровень вполне достаточен для финансовой устойчивости в текущий момент времени. Однако для большего комфорта и защищенности в период возможной турбулентности или на перспективу экономического роста, конечно, лучше иметь запас», — считает он.
«Уверен, что озвученная цифра взята не с потолка, а проведен анализ, учитывающий не только факторы названные мной выше, но и множество других параметров. Конечно, наращивание произойдет не одномоментно. На это уйдет несколько лет. Тем более, что резервы — величина постоянная как по объему, так и по набору инструментов», — поясняет эксперт Бинбанка.
Главный экономист «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов тоже уверен, что объем резервов ЦБ не дает поводов для беспокойства: «Есть достаточно распространенный консенсус о том, что объем резервов любой страны должен соответствовать ее импорту за шесть месяцев. По данным на этот год и, вероятно, на следующий, импорт из России составляет около 200 миллиардов долларов, то есть на полгода это 100 миллиардов долларов»,— рассуждает Девятов.
Согласно его подсчетам, имеющийся объем международных резервов ЦБ РФ даже больше, чем необходимо: «Здесь нужно принять во внимание, что эту сумму частично составляет золото, частично некоторые другие активы, а валюты там примерно на 300 миллиардов. Существенная часть — это средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Даже с учетом всего этого, у Центрального банка в распоряжении есть больше, чем 100 миллиардов, поэтому, если исходить из этого достаточно распространенного мнения, что резервы должны составлять примерно шесть месяцев импорта, то у ЦБ сейчас вполне приемлемое состояние», — считает эксперт «Уралсиб Кэпитал».
При этом, по его словам, комфортный уровень, о котором говорит председатель Банка России позволит спокойно пережить повторные кризисные ситуации, если таковые возникнут: «Сумма в 500 миллиардов мне представляется экспертной оценкой Эльвиры Набиуллиной, с ней можно соглашаться, можно не соглашаться. Я не имею ничего ни за, ни против этой цифры. Она действительно позволит иметь некий комфорт с точки зрения того, что вдруг возникнет новый кризис, подобный тому, который мы переживаем сейчас, при таких резервах, мы его тоже сможем пройти. Наверное, эта логика была зашита в эту цифру. Сумма в 500 миллиардов позволит пережить подобные потрясения», —резюмирует Алексей Девятов.