В среду был опубликован отчет британского информационного финансового сервиса Markit, согласно которому Индекс деловой активности в сфере услуг (Purchasing Managers’ Index — PMI) преодолел порог в 50 пунктов и достиг показателя в 51,6 пункта. Это максимальный показатель индекса за последние 20 месяцев.
В документе говорится о том, что PMI повышался на фоне максимального роста заказов, который оказался неожиданным при том, что последние 25 месяцев наблюдается сокращение рабочих мест, а инфляция растет в последнее время очень быстро, что отражается и на закупочных ценах.
Старший преподаватель кафедры экономики и финансов факультета экономических и социальных наук РАНХиГС, член комитета по молодежному предпринимательству г. Москвы от Общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «ОпораРоссии» БорисПивовар считает такиеданные вполне закономерными: «Данная ситуация хоть и выглядит необычно по меньшей мере, отражает полностью суть нынешнего момента», — говорит он.
«Сейчас при все сложной политической ситуации в России, да и в мире, открываются новые возможности для компаний. Более того, любой кризис — это стимул предпринимать, и эта ситуация не исключение. В кризисы традиционно появлялись многие необычные (как тогда казались), но со временем широко зарекомендовавшие себя компании. Например, мировой гигант General Electric появился как раз во время затяжного мирового кризиса», — напоминает Пивовар.
Кризис — это не только угрозы, но и возможности, и именно это время многие люди в силу различного рода обстоятельств вроде потери работы, сложного финансового положение начинают свое дело. «Ассоциация рестораторов и отельеров подводила цифру, что в прошлом году закрылось в Москве около 900 ресторанов и кафе, но при этом открылось не менее 400 новых.Что интересно, это сделано людьми, которые зачастую к теме общественного питания не относились», — замечает эксперт.
«Помимо этого не следует забывать и старания правительства в отраслях, связанных с импортозамещением и экспортозамещением. Есть много критиков этой политики, но факт остается фактом — многие отрасли становятся престижными и начинают серьезно оживать. Мне известны многие примеры сейчас, когда люди увольнялись(или их увольняли) из офисов, и они открывали свою фирму, занимающуюся производством молочной, сырной, мясной продукции. Более того, ситуация с продовольственным эмбаргои его ужесточением располагает розничные сети и рестораны быть более открытыми к отечественному производителю», — полагает эксперт академии.
«Если делать прогноз на будущее, то я полагаю, что сейчас страна проходит как раз самый сложный этап, и в ближайший год-полтора ситуация должна налаживаться. Но тем не менее, в этом году, мне кажется, ситуация останется аналогичной нынешнему дню. В этой связи, сфера услуг должна значительно обновиться и уже обновляется, о чем свидетельствую данные «Опоры России»», — рассказывает Борис Пивовар. Подводя итог, он отметил, что на будущее малого и среднего бизнеса сферы услуг смотрит крайне оптимистично.
Председатель Президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Дмитрий Кравченко объяснил причины высокого показателя этого индекса: «То что индекс PMI показал рост, это, конечно, позитивный сигнал о том, что деловая активность начинает восстанавливаться. Но тут надо учитывать, что это все также связанно с заниженными ожиданиями рынка и восстановлением позитивного настроя ключевых менеджеров сектора», — рассуждает эксперт АМПР.
«Также на это, можно сказать, повлияло то, что бизнес привыкает работать в новых условиях, закончилась паника и появляется какая-то уверенность в краткосрочной перспективе. Но тот факт, что загружены не все мощности, и сокращение рабочих местпродолжается, свидетельствует, что данный рост недостаточен для того, чтобы говорить о каком-то восстановлении отрасли. Для этого необходимо продолжение роста деловой активности, чтобы хоть как-то вернуть потерянные позиции. Но для этого нынешних условий недостаточно, этого хватит на небольшой рост, необходимо изменение экономической обстановки», — полагает Дмитрий Кравченко.
При этом, по его словам, пока сложно делать какие-то прогнозы, так как все зависит от ряда факторов, в их числе состояние экономики в целом, геополитическая обстановка и поведение рубля, на который сильно влияет цена на нефть.
Инвестаналитик Сергей Подыногин считает, что высокий показатель PMI стоит воспринимать лишь как небольшой позитивный знак для рынка и не более. По его словам, сложно предположить, почему именно сейчас индекс достиг максимального показателя: «Кардинальных изменений не происходило, поэтому уже в следующем месяце можно ожидать возвращение данного показателя ниже планки в 50 пунктов», — считает аналитик.
«Стоит вспомнить, что аналогичный индекс для производства снизился в июле в следствие ослабления рубля», — замечает Подыногин. По его предположениям, восстановление экономики должно начаться не раньше 2016 года, а вместе с ним начнут расти и индексы.