будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ФАС инвестиции
Июль 5, 2025
Хозяйство
Блохина Мария

Наутро. 7 мая

Наутро. 7 мая
IMG_8156_1
День открытых дверей ФАС. Фото: пресс-служба ФАС
 

Федеральная антимонопольная служба выступила инициатором усиления контроля за иностранными инвестициями. Как сообщают «Ведомости», проект поправок, подготовленный ФАС, может в разы увеличить число сделок, для которых будет необходимо согласование правительства.  

Сообщается, что законопроект ФАС предполагает внесение новых оснований в закон об иностранных инвестициях, на которых ту или иную сделку можно было бы предварительно проверить. В случае принятия этого набора поправок для проведения сделки с участием иностранного инвестора в отношении российской компании может потребоваться предварительно согласование. Отмечается, что это коснется тех из них, которые имеют особое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Окончательное решение будет приниматься президентом страны или главой правительственной комиссии по иностранным инвестициям.  

На данный момент согласование правительственной комиссии необходимо только для проведения сделок, которые направлены на получение иностранным инвестором доли в 25% российской компании, которая работает в одной из стратегических отраслей. Также это требуется, когда иностранный инвестор приобретает имущество такой компании на сумму свыше 25% балансовой стоимости ее активов, сообщает издание. К стратегическим отраслям, к которым обращено пристальное внимание правительства относятся оборонное производство, транспорт и связь. Кроме этого, контроль ведется также за теле- и радиовещанием, выпуском печатных СМИ и полиграфической продукции.

 
Сергей Подыногин

Аналитик «Инвесткафе» Сергей Подыногин удивлен таким предложением ФАС: «На мой взгляд, инициатива в текущей ситуации выглядит странно. Российской экономике как воздух нужны иностранные инвестиции, а эта инициатива может увеличить количество сделок, требующих длительных согласований», — говорит аналитик.

По мнению Подыногина, реализация инициативы может усложнить ситуацию в российской экономике: «Скорее всего инициатива создавалась, как и сказано, для сохранения безопасности государства и обеспечения обороны страны. Фактически же она завязывает все подобные сделки на президента и премьер-министра, тем самым усиливая ручное управление в России и потенциально усложняя привлечение денег из-за рубежа», — рассуждает он.

Предотвратить это может только уточнение всех спорных моментов, трактовка которых может быть неоднозначна: «На мой взгляд, бизнесу важно видеть больше конкретики по поводу отраслей, четких границ применения инициативы, чтобы иметь возможность планировать сделки. И еще лучше — упрощения процедуры привлечения иностранных инвестиций в незначимые для безопасности России отрасли», — считает аналитик «Инвесткафе».

«Как скажется инициатива пока сложно судить, необходимо увидеть ее практическое применение, но она уж точно не улучшает инвестиционный климат в России. Возможно, что с ее введением ничего и не изменится, она может быть формальным закреплением одобрения сделок властью», — предполагает Подыногин.

 
Вадим Иосуб

Старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб замечает, что такие меры используются и в других странах: «Цель принятия решения очевидна – усилить контроль над присутствием иностранного капитала в отраслях, имеющих стратегическое значение, на фоне роста международной напряженности. Подобные меры контроля присутствуют практически во всех развитых (и не очень) государствах. Так, в свое время в США заблокировали инвестиции саудитов в порты, нефтеналивные терминалы и другие объекты инфраструктуры», — напоминает эксперт «Альпари».

Иосуб тоже считает, что это негативно скажется на инвестиционном климате России: «При этом инвестиционной привлекательности стране данное решение, если оно будет принято, не прибавит. Больше всего инвесторы любят определенность, понятные правила игры. Предлагаемые ФАС формулировки достаточно расплывчаты, не давая четких определений, какие отрасли и предприятия подпадают под контроль. Кроме того, большое значение для инвестиционного климата будет иметь правоприменительная практика по реализации этого контроля», — заключает Вадим Иосуб.

 
Андрей Марголин

Проректор РАНХиГС при Президенте РФ, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации Андрей Марголин тоже сомневается в необходимости подобных изменений: «Пока не очень понятно, почему за это взялось ФАС, когда есть законодательство о стратегических предприятиях. В нем предусмотрены ограничения, связанные с иностранными инвестициями как раз в объекты, которые имеют большое значение для обороноспособности страны, и есть перечень таких предприятий. Надо признать, что у нас это законодательство вполне либеральное, и даже в Соединенных Штатах Америки оно жестче. Можно воспользоваться нормами этого законодательства, чтобы контролировать нежелательные для нас инвестиции», — рассуждает он.  

При этом, с точки зрения Марголина, вместо дополнительных ограничений стоит, наоборот, поощрять иностранных инвесторов, заинтересованных в российских предприятиях. Особенно это касается тех инвесторов, которые готовы вкладывать средства в создание высокотехнологичных производств, работающих на развитие внутреннего рынка, способствуя импортозамещению. В такого рода проектах сейчас не уместны ограничения, полагает эксперт.

«У нас всегда возникают опасения по поводу возможных «перегибов на местах», что будет вестись избыточный контроль. Я бы снова обратил внимание на то, что уже есть законодательство, позволяющее эти вещи отслеживать. Если в это вмешивается Федеральная антимонопольная служба, то, наверное, речь идет о том, что в результате инвестиций иностранная компания может получить доминирующее положение на рынке, и тогда это подпадает под регулирование ФАС. Но это достаточно узкий спектр проблем, и они должны сами для себя ответить на вопрос — есть сюжет, связанный с антимонопольным регулированием или нет. Если нет доминирующего положения на рынке, и иностранный инвестор не попадает под предусмотренный перечень стратегических предприятий, ну и пожалуйста, пусть он работает. Что касается обороноспособности, это все равно всегда будет отслеживаться, и достаточно того, что есть сейчас», — говорит профессор, добавляя, что избыточное регулирование не лучшим образом влияет на инвестиции. Особенно сейчас, когда, наоборот, следует поощрять тех инвесторов, которые приходят в Россию, считает Андрей Марголин.

Блохина Мария
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).