Федеральная антимонопольная служба выступила инициатором усиления контроля за иностранными инвестициями. Как сообщают «Ведомости», проект поправок, подготовленный ФАС, может в разы увеличить число сделок, для которых будет необходимо согласование правительства.
Сообщается, что законопроект ФАС предполагает внесение новых оснований в закон об иностранных инвестициях, на которых ту или иную сделку можно было бы предварительно проверить. В случае принятия этого набора поправок для проведения сделки с участием иностранного инвестора в отношении российской компании может потребоваться предварительно согласование. Отмечается, что это коснется тех из них, которые имеют особое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Окончательное решение будет приниматься президентом страны или главой правительственной комиссии по иностранным инвестициям.
На данный момент согласование правительственной комиссии необходимо только для проведения сделок, которые направлены на получение иностранным инвестором доли в 25% российской компании, которая работает в одной из стратегических отраслей. Также это требуется, когда иностранный инвестор приобретает имущество такой компании на сумму свыше 25% балансовой стоимости ее активов, сообщает издание. К стратегическим отраслям, к которым обращено пристальное внимание правительства относятся оборонное производство, транспорт и связь. Кроме этого, контроль ведется также за теле- и радиовещанием, выпуском печатных СМИ и полиграфической продукции.
Аналитик «Инвесткафе» Сергей Подыногин удивлен таким предложением ФАС: «На мой взгляд, инициатива в текущей ситуации выглядит странно. Российской экономике как воздух нужны иностранные инвестиции, а эта инициатива может увеличить количество сделок, требующих длительных согласований», — говорит аналитик.
По мнению Подыногина, реализация инициативы может усложнить ситуацию в российской экономике: «Скорее всего инициатива создавалась, как и сказано, для сохранения безопасности государства и обеспечения обороны страны. Фактически же она завязывает все подобные сделки на президента и премьер-министра, тем самым усиливая ручное управление в России и потенциально усложняя привлечение денег из-за рубежа», — рассуждает он.
Предотвратить это может только уточнение всех спорных моментов, трактовка которых может быть неоднозначна: «На мой взгляд, бизнесу важно видеть больше конкретики по поводу отраслей, четких границ применения инициативы, чтобы иметь возможность планировать сделки. И еще лучше — упрощения процедуры привлечения иностранных инвестиций в незначимые для безопасности России отрасли», — считает аналитик «Инвесткафе».
«Как скажется инициатива пока сложно судить, необходимо увидеть ее практическое применение, но она уж точно не улучшает инвестиционный климат в России. Возможно, что с ее введением ничего и не изменится, она может быть формальным закреплением одобрения сделок властью», — предполагает Подыногин.
Старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб замечает, что такие меры используются и в других странах: «Цель принятия решения очевидна – усилить контроль над присутствием иностранного капитала в отраслях, имеющих стратегическое значение, на фоне роста международной напряженности. Подобные меры контроля присутствуют практически во всех развитых (и не очень) государствах. Так, в свое время в США заблокировали инвестиции саудитов в порты, нефтеналивные терминалы и другие объекты инфраструктуры», — напоминает эксперт «Альпари».
Иосуб тоже считает, что это негативно скажется на инвестиционном климате России: «При этом инвестиционной привлекательности стране данное решение, если оно будет принято, не прибавит. Больше всего инвесторы любят определенность, понятные правила игры. Предлагаемые ФАС формулировки достаточно расплывчаты, не давая четких определений, какие отрасли и предприятия подпадают под контроль. Кроме того, большое значение для инвестиционного климата будет иметь правоприменительная практика по реализации этого контроля», — заключает Вадим Иосуб.
Проректор РАНХиГС при Президенте РФ, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации Андрей Марголин тоже сомневается в необходимости подобных изменений: «Пока не очень понятно, почему за это взялось ФАС, когда есть законодательство о стратегических предприятиях. В нем предусмотрены ограничения, связанные с иностранными инвестициями как раз в объекты, которые имеют большое значение для обороноспособности страны, и есть перечень таких предприятий. Надо признать, что у нас это законодательство вполне либеральное, и даже в Соединенных Штатах Америки оно жестче. Можно воспользоваться нормами этого законодательства, чтобы контролировать нежелательные для нас инвестиции», — рассуждает он.
При этом, с точки зрения Марголина, вместо дополнительных ограничений стоит, наоборот, поощрять иностранных инвесторов, заинтересованных в российских предприятиях. Особенно это касается тех инвесторов, которые готовы вкладывать средства в создание высокотехнологичных производств, работающих на развитие внутреннего рынка, способствуя импортозамещению. В такого рода проектах сейчас не уместны ограничения, полагает эксперт.
«У нас всегда возникают опасения по поводу возможных «перегибов на местах», что будет вестись избыточный контроль. Я бы снова обратил внимание на то, что уже есть законодательство, позволяющее эти вещи отслеживать. Если в это вмешивается Федеральная антимонопольная служба, то, наверное, речь идет о том, что в результате инвестиций иностранная компания может получить доминирующее положение на рынке, и тогда это подпадает под регулирование ФАС. Но это достаточно узкий спектр проблем, и они должны сами для себя ответить на вопрос — есть сюжет, связанный с антимонопольным регулированием или нет. Если нет доминирующего положения на рынке, и иностранный инвестор не попадает под предусмотренный перечень стратегических предприятий, ну и пожалуйста, пусть он работает. Что касается обороноспособности, это все равно всегда будет отслеживаться, и достаточно того, что есть сейчас», — говорит профессор, добавляя, что избыточное регулирование не лучшим образом влияет на инвестиции. Особенно сейчас, когда, наоборот, следует поощрять тех инвесторов, которые приходят в Россию, считает Андрей Марголин.