будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
автопром акцизы
Июль 1, 2025
Хозяйство
Блохина Мария

Наутро. 8 февраля

Наутро. 8 февраля
Image_156_1408433341
Производство покрышек на шинном заводе в Воронеже.. Источник: Воронежский шинный завод
 
 

В понедельник РБК со ссылкой на свой источник в правительстве сообщил, что  автомобильные шины могут попасть в перечень товаров, которые власти собираются обложить акцизом. По словам источника, шины обсуждаются наряду с пальмовым маслом и газированными напитками. Глава «NokianTyres Россия» Андрей Пантюхов подтвердил, что в правительстве действительно обсуждалась такая возможность.

Однако в тот же день министр финансов Антон Силуанов заявил, что правительство не принимало решения о введении акцизов на автомобильные шины.

Доцент кафедры финансового менеджмента, управленческого учета и международных стандартов финансовой деятельности Высшей школы финансов и менеджмента (ВШФМ) РАНХиГС Дмитрий Тихонов в беседе с «Полит.ру» объяснил, почему акциз на автомобильные шины — это плохая идея и к чему его введение могло бы привести: «Мне не очень нравится идея акциза на шины. Не нравится ни как специалисту, ни как потребителю. И скажу почему — потому что запускается администрирование в налоги совершенно нового товара, а те компании, на которые это должно ложиться, не знают этого всего. У нас была очень длинная история того, как строилось сотрудничество налогоплательщика с налоговыми органами. И у нас были чудовищно неэффективные налоги, то есть на сбор налога уходило 80% его поступления в бюджет. Это была цена за то, чтобы этот налог был собран. В этом смысле сейчас у нас более эффективная система, она не проедает сама себя», — объясняет эксперт.

По его предположению, поступления от акциза на автомобильные шины были бы не значительны. «Если перевести в цифры, то одна шина ходит 30-40, ну максимум 50 тысяч километров. То есть тот, кто часто ездит, должен будет раз в год или в два покупать шины, и, соответственно, сколько-то тысяч рублей уйдет в бюджет. Это особо не спасет бюджет», — считает Тихонов.

Он также предполагает, что это отразилось на безопасности дорожного движения: «Естественно, производители и продавцы шин недовольны этим. Я, как человек, который написал очень много документов по автострахованию, могу сказать, что в таком случае и безопасность на дорогах может ухудшиться. Почему? Потому что шины станут дороже, их станут покупать реже, а шины — это и есть безопасность в чистом виде. Лысая резина —это опасность», — поясняет эксперт.

Дмитрий Тихонов также выразил мнение, что в том случае, если основной целью акциза на шины является получение средств в бюджет, следовало бы вспомнить о существующем налоге на транспортные средства: «Есть дифференциация, согласно которой, чем больше мощность автомобиля, тем больше и размер этого налога. Мне кажется, было бы логичнее доводить эту линию и делать разные налоги для разных социальных групп. То есть богатые люди, покупающие большие автомобили, пусть и платят в год эти 2-3 тысячи рублей. Мне кажется, это было бы более эффективно и более правильно», — предположил эксперт.

При этом Тихонов считает, что введение такого акциза не приведет к отказу автомобилистов от личного транспорта: «Есть товар, при котором влияние цены на его окупаемость очень велико, а есть товар, который даже при сильном повышении цены люди будут продолжать покупать. Условно, я не думаю, что мы сможем отказаться от соли, например. И если сейчас цену на соль сделают как на колбасу, мы все равно будем покупать соль», — поясняет он свою мысль. По его мнению, от автомобилей россияне будут отказываться, если налоги и содержание станут настолько высокими, что люди просто уже не смогут или не захотят себе этого позволить.

«Если мы будем брать относительные цены, то раньше средняя цена бензина в Европе была 1,70 евро, в некоторых странах 1,65 евро, 1,72 евро и так далее.  Сейчас она немного снизилась, примерно до уровня 1,45 евро. Но у нас-то 35 рублей, и по сравнению с европейскими ценами это намного меньше. Конечно, мы не в Венесуэле, где бензин копейки стоит, но все же он у нас не дорогой», — добавляет доцент Президентской академии.

Г-н Тихонов полагает, что в случае введения всей изменений, которые сейчас обсуждаются и которые могут коснуться автовладельцев, это  приведет к изменению парадигмы их поведения. То есть если раньше представители среднего класса в России могли позволить себе менять машину каждые 3-4 года, то теперь срок эксплуатации автомобиля увеличится примерно вдвое. «В некоторых странах люди покупают машины и заезжают их, пока они совсем не портятся, а затем выкидывают. Средний срок владения автомобилем, например, во Франции раньше составлял 12 лет. А у нас машину обновляли раз в несколько лет, это такое немного элитарное потребление», — поясняет эксперт. 

Другой эксперт, представитель Федерации автовладельцев России (ФАР) в Санкт-Петербурге Дмитрий Можегов  Дмитрий Можегов предположил, что это приведет к росту стоимости автомобильных шин и объяснил почему: «Во-первых, у нас в России отсутствуют сопоставимого качества российские разработки. Во-вторых, это напрямую будет влиять на безопасность дорожного движения, так как то, что выпускается в России, к сожалению, не дотягивает даже до третьесортной продукции стран типа Малайзии, Филиппин. У нас отвратительное качество самой резиновой смеси, полностью, как класс отсутствуют институты разработки новых шин. Это касается не только смеси, но и рисунков протектора. То есть в первую очередь это скажется на безопасности дорожного движения», — считает эксперт ФАР.

По его словам, в России полностью отсутствует собственное производство шин.  «У нас есть заводы «Мишлен» и «Континенталь», которые выпускают продукцию под брендами этих компаний, но они не вкладывают деньги в разработки отечественных технологий. То есть это такой квазиимпортный продукт, который вроде выпускается у нас, но из импортных материалов, по импортной технологии и на импортном оборудовании. Соответственно, любое увеличение стоимости составляющих этого процесса ведет к увеличению стоимости готовой продукции», — добавил Дмитрий Можегов. 

Блохина Мария
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).