Во вторник, 8 сентября, премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта. Об этом говорится на официальном сайте правительства.
Сообщается, что эта новая некоммерческая организация будет способствовать привлечению инвесторов, а также стимулировать и продвигать экспорт дальневосточных предприятий в Азиатско-Тихоокеанский регион. Документ был подготовлен Минвостокразвития, на него же были возложены полномочия учредителя Агентства.
Проректор РАНХиГС при Президенте РФ, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации Андрей Марголин считает, что это решение — шаг в верном направлении. «Сам факт создания такого агентства свидетельствует об усилении нашего внимания к развития Дальнего Востока, что само по себе исключительно позитивно», — говорит он.
По мнению эксперта академии, сложившаяся в мире ситуация стимулирует развитие торговых отношений со странами Востока: «Понятно, что в условиях геополитической нестабильности, особенно на западном театре, надо развиваться на Востоке. И то, что мы до сих пор имели слабо развитую экспортную инфраструктуру в динамично развивающемся Азиатско-Тихоокеанском регионе — это, наверное, наше упущение», — считает Марголин.
«Соответственно, Дальний Восток заселен слабо, там нужно создавать современные рабочие места, инвестировать в развитие инфраструктуры. Мне кажется, это очень положительное решение. Некоторая проблема в том, что это агентство должно быть наполнено финансовыми ресурсами, различными механизмами работы с инвесторами — это все предстоит сделать, но тренд, мне кажется, очень правильный», — полагает Андрей Марголин.
По его словам, это откроет значительные перспективы: «Если посмотреть на текущие совместные проекты с Китаем, типа «Силы Сибири» и других, то можно увидеть, что сотрудничество в энергетической сфере имеет очень серьезные перспективы. И потом, к сожалению, наш экспорт в основном низких переделов, нам нужно привлекать инвестиции для того, чтобы делать глубокую переработку добываемого сырья у себя на территории и продавать в Азиатско-Тихоокеанский регион продукцию с уже высокой добавленной стоимостью. Для этого такое агентство может сыграть очень существенную роль», — считает эксперт РАНХиГС.
К тому же, он не исключает, что развитие и инвестиции в Дальневосточный федеральный округ могут привести и к притоку населения: «По мере того, как проекты будут запускаться, возможно, Дальний Восток будет становиться все более привлекательным местом для постоянного проживания людей. Например, часть беженцев с территории Украины, может быть, выберут в дальнейшем Дальний Восток для того, чтобы там жить. Эти люди близки нам по культуре, с нормальными мозгами, навыками и так далее. Наверное, это могло бы быть неплохо», — предполагает Андрей Марголин.
Кроме того, правительством было утверждено создание еще одной организации в ДФО — Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке. Сообщается, что целью создания Агентства является комплексное решение вопросов по обеспечению Дальневосточного федерального округа инвестиционными проектами и трудовыми ресурсами, достижение положительной миграционной динамики за счет дополнительного притока населения и его закрепления. Документ также подготовило Минвостокразвития.
Напомним, что с 3 по 5 сентября во Владивостоке проходил первый Восточный экономический форум. За эти три дня было подписано более 80 соглашений на общую сумму в 1,3 триллиона рублей. Этим форумом, по мнению экспертов, Россия продемонстрировала всему миру свой разворот на Восток. Это в беседе с Русской службой BBC подтвердил профессор Высшей школы экономики Николай Петров: «Центральная власть сейчас максимально заинтересована в том, чтобы все проблемы и сложности на западном направлении каким-то образом компенсировать на направлении восточном», — сказал он.
Петров также акцентировал внимание на том, что вариантов экономического развития региона не очень много при крайне небольшом общем экономическом потенциале. Поэтому, по его словам, проблемой является даже не столько объем инвестиций, сколько способность региона осваивать эти инвестиции. «Регион маломощный, и на то, чтобы запустить масштабный механизм привлечения инвестиций, нужны не только политические жесты со стороны федеральной власти, но и развитие собственно региона, его инфраструктуры. То есть возможности и потенциал, которые регион предоставить в большой степени не может», — считает Петров.