будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
налоги
Май 13, 2025
Хозяйство
Карпюк Илья

НДС с НДФЛ, НсП и ВВП

НДС с НДФЛ, НсП и ВВП
nalogi
Налоговый кодекс РФ. Источник: Фото: nalog.ru

Сразу после завершения ближайшего федерального электорального цикла российские власти задумаются о повышении налоговой нагрузки на россиян. На этот раз, как пишут «Ведомости» со ссылкой на источники в правительстве, пересмотрены будут ставки налога на добавленную стоимость (НДС) и налога на доход физических лиц (НДФЛ).

Ближайшие выборы в Государственную Думу, напомним, запланированы на декабрь 2016 года, а президентские выборы должны состояться в марте 2018 г. Если ставки налогов и будут увеличены, то не ранее 2019 года, говорят собеседники «Ведомостей» в правительстве.

Министерство финансов уже предложило отказаться от концепции неповышения налоговой нагрузки на экономику до 2018 года. Согласно «Основам бюджетной политики на 2015-2017 годы», Минфин предлагает уже в 2015 году вернуть в России налог с продаж, отменить в некоторых случаях возврат НДС, ввести акциз на экспортируемый по «Голубому потоку» в Турцию газ, еще больше увеличить акциз на табак, увеличить госпошлины и повысить налог на дивиденды физических лиц.

Не стоит забывать о том, что сейчас идет реформа налога на имущество физических лиц, которым облагаются собственники домов, квартир, гаражей и т. д. Если раньше ставка высчитывалась исходя из оценки БТИ, то теперь граждане будут платить, исходя из кадастровой стоимости, которая максимально приближена к рыночной. По некоторым расчетам, это повысит собираемость налога в несколько раз.

Кроме того, Минфин предложил изменить правила сбора взносов в Фонд обязательного медицинского страхования. Сейчас россияне платят 5,1% от зарплаты, не превышающей 624 тысячи рублей в год, то есть максимум - 31 824 рубля. Если зарплата превышает установленный порог, то сумма взносов не увеличивается.

Несмотря на то, что сейчас бюджеты федерального и большинства региональных фондов обязательного медицинского страхования сведены с профицитом, в ведомстве Антона Силуанова подсчитали, что не лишне будет отменить верхний барьер по сбору взносов в ФОМС, что даст системе здравоохранения дополнительно около 200 млрд рублей.

Выгаданные в результате повышения налогов и сборов средства, очевидно, не позволяют в среднесрочной перспективе выйти ни Федерации, ни регионам на бездефицитный бюджет, так что в правительстве решили заранее просчитать последствия повышения налогов после выборов 2018 года.

Доходы федерального бюджета будут падать (согласно расчетам с 19,6% ВВП в 2015 г. до 18,1% в 2017 году) в условиях экономических санкций и в целом не слишком благоприятной конъюнктуры, стоимость коммерческих займов сильно возрастет, так что остается надеяться только на повышение налогов.

Пока разговор идет о повышении НДС и НДФЛ на 2 процентных пункта — до 20% и 15%, соответственно.

Характерно, что речь идет о повышении налогов, основной груз которых лежит на рядовых работниках и потребителях. Размер НДС можно посмотреть в каждом чеке, который выбивается в магазине — вся цепочка производителей и ритейлеров этот налог платит, но после передачи товара на следующий этап он им возвращается. НДФЛ — это подоходный налог, его в России хоть и платит работодатель, но вычитается он из фонда оплаты труда работника. Это хорошо знают те, кто постоянно ходит на собеседования — часто во время обсуждения зарплаты речь идет о сумме gross, то есть до вычета налогов, она же будет указываться в трудовом договоре, а на руки человек будет получать net - сумму, меньшую на размер НДФЛ. Сейчас, соответственно, при зарплате в 100 тысяч работник получает на руки 87 тысяч, а в случае увеличения ставки НДФЛ будет получать 85 тысяч.

Согласно данным Минфина, в 2013 году впервые совокупный размер поступлений в бюджет от налогов на труд — НДФЛ и взносов в социальные фонды — превысили поступления от сырьевой ренты, то есть от налога на добычу полезных ископаемых и многочисленных акцизов и пошлин. НДФЛ также является одним из самых стабильных источников дохода: благодаря ему в контролированный бюджет в 2013 году попало 3,75% ВВП, а в 2007 — 3,81%. НДС хоть и не так стабилен (за тот же период собираемость упала с 6,8 до 5,31% ВВП), но заметно «ровнее», например, налога на прибыль юридических лиц — сборы по нему упали более чем вдвое.

Увеличение НДС и НДФЛ на 2 п.п. позволит получить консолидированному бюджету дополнительно примерно триллион рублей — за счет повышения налогов и сборов в 2015 году, напомним, планируется получить около 0,3 трлн рублей. Причем эти гигантские суммы пойдут не только в федеральный бюджет. Если НДС получает именно Москва, то НДФЛ, на сегодняшний день, делят между собой регионы и муниципалитеты в пропорции 60/40. Деньги при этом получат не те регионы, в которых прописаны граждане, а те, в которых функционируют компании-работодатели, поскольку именно они являются налогоплательщиками. Этот факт давно расстраивает власти, например, Московской области и подмосковных городов, где значительная часть населения региона ездит на работу в столицу и, соответственно, именно там оставляет свои налоги.

В конечном счете, преобразования налоговой системы, которые, по всей видимости, начнутся в 2015 году, не оставят и следа от предыдущей фискальной реформы, которая стала одним из символов первого президентского срока Владимира Путина. Тогда налоговое законодательство было радикально упрощено, принят единый Налоговый кодекс, в котором было прописано всего 15 налогов. Фискальная нагрузка на экономику колебалась в районе 30%. Сегодня, судя по официальным данным, налоговая нагрузка на экономику составляет 35%, если не учитывать нефтегазовые доходы — 24,35%.

Это существенно ниже, чем в европейских странах, налоговая нагрузка в которых уже несколько десятилетий выше, чем в остальных частях света, зато намного выше, чем в странах с хоть сколько-нибудь быстро растущей экономикой. В Соединенных Штатах нагрузка ниже 25%, в Турции она превышает 27%, в Канаде она достигает 30%. Более того, уже сейчас налоговая нагрузка на экономику в России выше, чем в соседних странах-членах Таможенного союза.

В итоге, повышение налогов может вылиться в то, что российская экономика, которая и так в значительной своей части существует в «серой зоне», будет еще сильнее уходить в тень. Раньше работников стимулировали идти работать на «белые» зарплаты, потому что именно так отчисления в пенсионный фонд будут наибольшими, а значит и пенсия будет достойной. Однако правительство сало изымать пенсионные накопления граждан, и никакого стимула идти именно на «белую» зарплату не осталось.

Теперь разговоры идут о повышении подоходного налога. В свое время ставка в 13% была выбрана не просто так. В 1990-е годы в России была прогрессивная шкала подоходного налога, самая маленькая ставка была 12%. Исследования показали, что в среднем россияне платят не сильно больше минимума — 13%. Именно так появилась принятая сейчас ставка НДФЛ: было принято решение взимать столько, сколько граждане уже отдавали.

Еще слишком многие россияне помнят, каково получать зарплату не переводом на банковский счет, а в конвертах, еще не ушло то поколение бухгалтеров, которые умудрялись вести двойную, а то и тройную бухгалтерию. Не исключено, что уже через несколько лет все эти навыки будут востребованы опять.

Карпюк Илья
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).