Сделка между «Роснефтью» и ВР сорвалась. Стороны демонстрируют хорошую мину, но ясно, что одобренный премьером Путиным альянс не состоялся не из-за противодействия виртуальных «врагов России», а из-за противоречий с «национально-ориентированным бизнесменами».
Сделка между «Роснефтью» и британской BP по освоению арктического шельфа сорвалась. Причиной срыва послужила позиция альянса российских собственников дочерней компании ВР — ТНК-ВР. Исполнительный директор ВР Роберт Дадли заявил, что «ВР по-прежнему привержена России, на конструктивное сотрудничество с AAR в ТНК-ВР», подчеркнув, что и с «Роснефтью» у компании остаются хорошие отношения.
Источник агентства РБК, близкий к «Роснефти», подтвердил, что госкомпания выходит из «арктической сделки» с ВР в связи с тем, что консорциум AAR блокировал сделку. «Роснефть» намерена рассмотреть предложения других международных нефтегазовых компаний для работы на арктическом шельфе. По словам источника, заинтересованность проявляли Exxon, Shell, Chevron и CNPC.
В январе «Роснефть» и ВР анонсировали одну из крупнейших сделок в истории российского бизнеса. Альянс предусматривает обмен акциями на сумму около $18 млрд и совместное освоение арктического шельфа России. Для ВР сделка была в тренде альянсов транснациональных нефтяных компаний с национальными.
Отказ от сделки — логичное завершение процесса противостояния ей со стороны российских акционеров. Российские бизнесмены потребовали вхождения ТНК-ВР — вместо самой ВР — в совместный арктический шельфовый проект с «Роснефтью». Каковое согласие они получили в Стокгольмском арбитраже. А это уже не устроило «Роснефть», которой участие в проекте ТНК-ВР было неинтересно.
Катастрофы не произошло — из заявленных крупных сделок в конечном счете закрывается хорошо, если одна из трех, а переговоры с международными гигантами по сотрудничеству в Арктике будут продолжаться. Поскольку у российских компаний недостаточно собственных технологий и свободных средств для реализации арктических проектов.
Неприятно другое. Несмотря на пафосные заверения о национальной ориентированности российских бизнесменов, крупную для российского бизнеса сделку срывает не мировая закулиса, а самые что ни на есть патриотически настроенные олигархи.
Когда несколько лет назад сорвалась сделка по слиянию «Севестали» и Arcelor, винили в провале и неверный расчет менеджмента российской компании, и плохой имидж российского бизнеса в целом. Последнее в нынешнем случае значимым фактором не является. Российским акционерам ТНК-ВР отлично известны все способы ведения бизнеса в России и риски.
Сработал своего рода ограничитель путинской вертикали — когда в деле замешаны очень крупные деньги, мало какой национальный интерес может им противостоять.