Последний независимый эфирный канал — ТВ-3 переходит к холдингу “Проф-Медиа”.
Газета «Ведомости», со ссылкой на близкие к сделке источники, сообщила даже, что сделка уже завершена, осталось лишь дождаться согласия регуляторов. Позже информацию отчасти опровергли представители «Проф-медиа». Как сказал директор по связям с общественностью холдинга Константин Воронцов, "Сделка не завершена. Мы находимся в завершающей стадии этой сделки. Рассчитываем, что она будет закрыта в течение одного-полутора месяцев”.
Однако он подтвердил, что достигнута договоренность о приобретении Проф-Медиа 100% акций ТВ-3."Это будет самостоятельный развлекательный телеканал", - сказал Воронцов. По его словам, приобретение ТВ-3 является частью стратегии расширения присутствия холдинга в телевизионном сегменте. ТВ-3 одна из самых обширных телевизионных сетей в России, канал вещает в двухстах пятидесяти городах. В собственности ТВ-3 находится 23 телестанции.
"Проф-медиа" контролирует телеканал "2 x 2", газеты "Комсомольская правда", "Советский спорт", Экспресс-газета", "Белгазета", радиостанции "Авторадио", "Энергия", "Юмор FM", "Русские песни", сети кинотеатров "Синема Парк" и кинокомпанию "Централ Партнершип" и проч. Недавно холдинг приобрел канал «Рамблер-ТВ». Консолидированный оборот "Проф-медиа" в 2005 году превысил $240 млн.
Акционеры компании Independent Network Television Holding Limited (INTH) уже давно собирались расстаться хотя бы с частью компании: в апреле этого года INTH планировала разместить около 30% акций на Лондонской фондовой бирже. Однако за несколько дней до начала road-show компания перенесла сроки IPO. По информации газеты "Бизнес", тогда INTH не согласилась с оценкой своих андеррайтеров: "Ренессанс капитал" оценил компанию в $370-420 млн, Brunswick UBS - в $350- 500 млн, тогда как акционеры INTH рассчитывали на сумму до $1 млрд.
В начале октября стало известно, что ТВ-3 может вообще отказаться от размещения и продать компанию стратегическому инвестору. На ТВ-3 претендовали News Corp. Руперта Мердока, Disney, «Газпром-Медиа», «Modern times Group» и немецкий холдинг «RTL». Наиболее вероятными покупателями, по словам участников рынка, с самого начала были холдинг "Проф-медиа" Владимира Потанина и "СТС-медиа". Однако в СТС, по словам некоторых участников рынка, были неудовлетворены высокой стоимостью телеканала «ТВ-3».
Сумма сделки, по некоторым данным, составляет более $550 млн. Таким образом, акционерам все-таки пришлось уступить требованиям рынка и сбросить цену, но по некоторым оценкам, вся история с размещением была способом заставить потенциальных покупателей заплатить больше. Независимые эксперты считают и цену в $550 млн предельно завышенной.
На этой неделе также стало известно о покупке «Проф-медиа» телеканала «Рамблер-ТВ».
Телеканал Rambler вещает в более 500 населенных пунктов России. Трансляция осуществляется в цифровом формате через спутники LMI 1 и Eutelsat . В Москве транслируется через спутниковые каналы (НТВ-Плюс), кабельные сети ("Комкор ТВ" и ООО "Телеинформ"), сети интерактивного телевидения (СТРИМ-ТВ). Его аудитория насчитывает более 40 млн телезрителей. Выручка канала за 2005 год составила 2,8 млн. долл. (13% от общей выручки компании Rambler Media), а показатель EBITDA - 3, 27 млн долл.
Очевидно, что, купив три телеканала «Проф-медиа», попытается активно развивать телевизионное направление своей деятельности. Причем, в сегменте развлекательного телевидения. Стоит, однако, отметить, что все три канала потребуют значительных вложений. Скорее всего, всем каналам предстоит еще и перепозиционирование.
С "2 х 2" ситуация более-менее ясна. В начале года холдинг «Проф-медиа» купил "2 х 2", но лишь спустя полгода заявил о новой стратегии. Вместо "Магазина на диване" и «стильных штучек» весной следующего года зрители увидят круглосуточный анимационный канал. А ночью в эфире телеканала «Проф-медиа» обещает мультфильмы «для взрослых». У остальных приобретаемых активов ситуация несколько сложнее. Контент «Рамблер-ТВ» вообще не удовлетворяет никаким требованиям – концепция канала неочевидна, зрительская аудитория – минимальна. Кроме сети распространения канал почти ничем не примечателен. Но и сеть – неочевидное достоинство «Рамблера». До недавнего времени канал был убыточен. Выручка “Rambler Телесеть” в первом полугодии составила $2,15 млн (14% выручки Rambler Media's), а убыток до уплаты процентов, налогов и амортизации — $1,4 млн ($3,27 млн за 2005 год). Аудитория телеканала Rambler TV, по данным TNS Gallup Media, составляет 0,43% зрителей в возрасте 6-54 года.
Между тем, как от общественно-политических медиа-активов в своем портфеле «Проф-медиа» активно избавляется. В 2004 году холдинг продал долю в «Группе «Эксперт», а летом этого года появилась информация о том, что "Проф-Медиа" ведет переговоры с "Газпром-медиа" о продаже 50,05% акций "Комсомольской правды". Сразу несколько источников, знакомых с ходом переговоров, сообщили, что "Проф-Медиа" и "Газпром-медиа" сошлись на оценке 100% ИД "Комсомольская правда" в $130-150 млн.
Экспертам неясна судьба и продюсерского проекта «Проф-медиа» - «Централ-партнершип». В последнее время центр ввязался в несколько не слишком удачных проектов, проект «Волкодав» вообще «подвис» - премьера фильма должна была состояться прошлой осенью, перенесена на эту, но и эти сроки могут сорваться. Объясняют это, в том числе, высоким бюджетом проекта (расходы составят до $20 млн) и элементарной боязнью не «отбить» вложения. Не исключено, что и продюсерский центр будут ожидать серьезные перемены: кадровые или структурные.
В результате, многочисленные проекты «Проф-медиа» требуют значительных вложений, а перспективы не вполне понятны. Пока прочные позиции занимают лишь печатные издания холдинга.
Так что «Проф-медиа» предстоит серьезная работа по перепрофилированию телевизионных активов, вложения в закупку контента. Конкуренты пока реагируют на активную скупку «Проф-медиа» телеканалов сдержанно и даже несколько скептически. Ни ТНТ, ни СТС не считают, что новый игрок на рынке сможет составить им конкуренцию. И вполне вероятно, что Владимиру Потанину и Михаилу Прохорову скоро придется задуматься – а стоит ли вообще «лезть в телевизор».