Отчет Всемирного банка «На пути к равноправию» показал, что Россия является одним из лидеров дискриминации женщин в сфере трудовой деятельности. Россиянки не допускаются до более чем 400 видов работы. При этом в большинстве развитых стран подобных ограничений не существует.
Всего в России для женщин «закрыты» 456 видов работы. По сути, с гендерной дискриминацией в сфере труда у нас дела обстоят хуже, чем у соседа. В Белоруссии подобных профессий 182, а в Казахстане — 299. В США таких гендерных ограничений нет. При этом среди стран Организации экономического сотрудничества и развития (34 наиболее развитых государства, включая Великобританию, Францию, Германию) запреты действуют в восьми государствах. Однако, к примеру, в той же Франции они связаны только с ограничением поднятия тяжестей.
Во Всемирном банке отмечают, что наличие гендерных ограничений взаимосвязано с уровнем оплаты труда. Так, при наличии запретов он составляет 52% от среднего заработка мужчины, а при их отсутствии — 64%. Кроме того, гендерные ограничения в трудовой сфере фиксируется в государствах с низкой занятостью женщин. По данным Всемирного банка, доля работающих от числа экономически активных россиянок составляет 69%. Этот результат сопоставим с развитыми странами.
В России женщины в основном не могут заниматься тяжелыми и опасными работами в строительстве, добыче сырья и производстве. Так, россиянкам запрещено водить сельхозтехнику, быть операторами оборудования по добыче сырья и водопроводчиками, работать на флоте или в портах или устанавливать оборудование на большое высоте.
Как отмечают авторы доклада, подобное разделение труда базируется на нормах, которые ранее применялись СССР. Тогда труд женщин поощрялся в легкой промышленности, здравоохранении, образовании и в сфере интеллектуального труда (так называемые вакансии "белых воротничков").
В качестве примера дискриминации авторы доклада приводят случай жительницы Санкт-Петербурга Анны Клевец. Девушка заканчивала юридический факультет и не могла найти работу по специальности из-за отсутствия опыта. Однажды жительница Петербурга узнала о наборе помощников машинистов и машинистов электропоезда метро. Клевец решила устроиться помощником, однако ей отказали. В метрополитене ссылались на постановление правительства «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин». В 374 пункте документа действительно значится машинист электропоезда и его помощник.
Клевец решила отстоять свое право на труд в суде. По ее словам, для россиянок разрешены работы, которые гораздо тяжелее машиниста и помощника машиниста. Женщины работают малярами, на заводах или с химикатами — то есть подвергаются негативному воздействию вредных веществ наряду с мужчинами. Отстоять свои права девушке не удалось ни в районном, ни в Верховном, ни в Конституционном судах. Тогда Клевец направила жалобу в комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин.
«Когда моя история появилась в СМИ, по соцсетям ко мне стали обращаться молодые девушки и женщины. Некоторые говорили, что с детства мечтали быть машинистами метро, кто-то хотел работать по профессии, также включенной в список запрещенных. Но никто не пытался отстаивать свои права, и я поняла, что это не только мое дело — это дело всех женщин, которые хотят работать по специальностям, указанным в списке», — отмечала девушка.
Доцент кафедры экономической социологии Высшей школы экономики Елена Мезенцева отмечает, что десять лет назад женщины в России не могли работать по 600 профессиям. В основном запреты были введены еще в 1950-е годы. При этом с конца 1930-х женщины по вполне понятным причинам допускались ко всем тяжелым работам.
Мезенцева полагает, что часть запретов связана не с вредностью, а с уровнем ответственности, и их можно считать дискриминационными. Так, россиянки фактически не допускаются в атомную отрасль, хотя опасность для здоровья там не больше, чем для мужчин. По мнению эксперта, изменение ситуации с гендерной дискриминацией в России зависит от улучшения условий труда. При этом спрос на подобные вакансии может быть высоким из-за социальных гарантий в виде раннего ухода на пенсию и более высокой зарплаты.
Стоит отметить, что в прошлом году в рейтинге гендерного равноправия (The Global Gender Gap Report) Всемирного экономического форума Россия заняла 75 место из 142. Согласно нему, наша страна уступает в плане равноправия полов Зимбабве, Мозамбику и Эквадору. The Global Gender Gap Report учитывает несколько показателей, включая присутствие женщин на рынке труда, доступность для них образования и медобслуживания, а также их участие в политике. Оказалось, что российские женщины одни из самых образованных в мире, но при этом россиянке фактически не представлены в органах власти. Первые три строчки The Global Gender Gap Report заняли Исландия, Финляндия и Норвегия. Самый низкий показатель продемонстрировал Йемен. В новом рейтинге Россия ухудшила показатель гендерного равноправия. Еще два года назад наша страна занимала 61 строчку.
Впрочем, российские эксперты не заметили ухудшение ситуации с гендерным неравенством. «Я не знаю случаев, где бы у нас сократилось количество женщин-директоров или топ-менеджеров. Более того, в Мосгордуме, например, только что прошли выборы, и там явно увеличилось число женщин, боевых и менее молчаливых. Количество губернаторов-женщин осталось тем же», — отмечала в прошлом году общественный деятель Мария Арбатова. По ее словам, не изменилась и статистика судебных процессов по бытовому и сексуальному насилию. Арбатова заявляла, что в России для защиты прав женщин необходимо еще многое сделать. При этом общественный деятель также подчеркивала, что РФ является единственной страной с декретным отпуском в девять месяцев и сохранением в течение трех лет после рождения ребенка рабочего места.
Член Совета Федерации РФ и председатель Союза женщин России Екатерина Лахова считает, что гендерные ограничения в трудовой сфере связаны с заботой государства о здоровье россиянок. «Надо защитить женщин от вредного влияния на их репродуктивную функцию. На сегодняшний день возможность реализоваться для женщин есть. Я считаю, что те обоснования, которые ввели, они не дискриминационные, а направлены на то, чтобы уберечь здоровье наших женщин», — отметила она. Лахова также добавила, что в России есть своя культура и традиции.