Правительство Украины ищет альтернативу закупкам российской нефти. Как сообщила в среду журналистам премьер Юлия Тимошенко в перерыве заседания правительства, это связано с тем, что на украинский рынок российская нефть поставляется по ценам выше мировых.
По словам главы правительства, после повышения с 1 июня экспортной пошлины на нефть в России стоимость сырья для украинских нефтезаводов возрастет с $318 до $340 за тонну. Украинское правительство рассматривает возможность закупки нефти по цене $318 у Казахстана - заявила Тимошенко.
Комментировать заявления, имеющие сугубо внутреннее значение, не имеет большого смысла. Тем не менее, раз проблема поставлена, желательно уяснить, как отразится на мировом и российском нефтяном рынке заявление Тимошенко. Сама Украина потребляла около 13 млн.т нефти в год ( и 70 млрд. куб.м газа это добавление нелишнее для дальнейших рассуждений) в год. 4 млн. из них она добывала сама. Большая часть нефти, перекачиваемой по системам трубопроводов "Транснефти" через территорию Украины экспортировалась российскими компаниями (16 млн.т в год), или перерабатывалась на принадлежащих им НПЗ для дальнейшего экспорта.
При этом нужно отметить, что украинские НПЗ проектировались именно под российскую нефть - например Кременчугский НПЗ (мощностью 18 млн.т нефти в год) - под нефть, добываемую в Татарии.
В принципе на этом вопрос можно было бы закрыть - Россия и госкомпания "Транснефть" создали еще в 1990-е годы альтернативы экспортных нефтяных маршрутов через территорию Украины - Новороссийский нефтяной порт и БТС. Закрытие этих путей или выставление нереальных цен за прокачку (что уже было в практике российско-украинских отношений) приведет к практически безболезненному сворачиванию российского экспорта через Украину.
Обидно конечно за деньги вложенные российскими олигархами в украинские НПЗ, но ведь у них еще их много, так что формально для России невелика потеря. Проблемы скорее могут возникнуть для Украины - нефтяной рынок достаточно жесток, а привычные маршруты находятся под пристальным наблюдением вполне конкретных представителей международной нефтяной общественности.
Недавно, например, Турция категорически отказалась пропускать укранские танкеры в направлении противоположном традиционному. Босфорский пролив узок - российским танкерам идущим из Новороссийска в Средиземное море в нем никак не разминуться с украинскими танкерами идущими в противоположном направлениии с дешевой, как по неведомой причине думает Тимошенко, арабской нефтью.
Есть правда еще казахская нефть - но она либо транспортируется по территории России, либо пойдет в другом направлении - в турецкий порт Джейхан, и попытка Украины вмешаться на этом этапе в геополитическую "Большую игру" за каспийскую нефть выглядит несколько преждевременной.
Есть еще совместный российско -украинский проект - недостроенный нефтепровод до Адриатики, его можно развернуть и использовать для поставок нефти на Украину, но это всего 5 млн.т. нефти в год. В принципе, вкладывая огромные деньги в украинскую - фактически советскую по уровню энергопотребления промышленность, можно обойтись.
Скорее всего, цели послания украинского премьера далеки от таких глобальных планов. Речь идет, по мнению обозревателя "Эха Москвы" Юлии Латыниной о том, что российские нефтяники просто шантажируются украинским руководством. Причем речь идет не модернизации экономики и изменении правил игры на нефтяном рынке, а лишь о том, что в бытность президентом Леонида Кучмы, российские олигархи платили некоторые неформальные суммы, а теперь, вздохнув "воздуха свободы" перестали.
Однако у всех этих игр есть один крайне негативный нюанс - привыкнув играть с чужой собственностью и российскими экспортными потоками, украинское правительство может разохотиться и решит в один прекрасный момент сыграть на российской газовой трубе. А через Украину проходит 90% поставок газа европейским потребителям, и соответственно 90% экспортной выручки "Газпрома".
Пока, видимо, Тимошенко отстранена от переговоров с российским концерном, и их курирует Ющенко. Правда и с ним из российских подземных хранилищ газа, предусмотрительно построенных "Газпромом" на Украине, пропало 7,6 млрд. куб. м газа. Однако масштабы потерь могут быть и больше, еcли Украина вспомнит практику предыдущего несанкционированного отбора газа из российских магистральных труб. Резервных путей транзита газа у России нет.