Исполнительный директор Международного энергетического агентства (МЭА) Фатих Бироль считает, что если рост мировой экономики в ближайше время не станет замедляться, то «дно» цен на нефть уже пройдено. Об этом он заявил на саммите G7 в Японии общаясь с корреспондентом Reuters.
«Может быть, что цены достигли дна, но это будет зависеть от того, как будет себя чувствовать мировая экономика. При нормальной обстановке в экономике мы полагаем, что цены скорее будут двигаться вверх, нежели вниз», — сказал Фаих Бироль. «Мы считаем, что в нормальных условиях к концу года, во второй половине года, самое позднее в 2017 г. на рынке произойдет ребалансировка», — подчеркнул он.
Повод для оптимизма действительно есть. В пятницу, 29 апреля, баррель нефти марки Brent достигла подорожал до 48,5 долларов, это максимум за весь 2016 год. То есть за несколько месяцев нефть подорожала на 20 долларов (в какой-то момент за баррель давали меньше 30 долларов). Это произошло на фоне ослабления американской валюты — ФРС никак не хочет повышать ставку рефинансирования опасаясь за и так слабый экономический рост.
Также повлияли на биржи нестабильность в Кувейте, где прошла забастовка нефтяников, и Нигерии, где то вспыхивает то затухает война центрального правительства с исламистами.
При этом понятно, что чем ниже цены на нефть, тем менее выгодно вкладывать деньги в разведку, добычу и развитие новых технологий. Иногда цена на нефть даже оказывается ниже себестоимости, так что под вопрос ставится продолжение добычи на давно разработанных месторождениях. В конечном итоге все эти факторы приводят к падению добычи, сокращению предложения и росту цен.
Подобные «волны» могли бы перестать работать после начала массовой добычи в Соединенных Штатах сланцевой нефти и газа. Дело в том, что на классических вышках и морских платформах заморозка и наращивание добычи — технологически очень сложный процесс. Например Иран, который после снятия санкций получил право экспортировать свою нефть в любую точку планеты, сможет достичь досанкционных уровней добычи только к 2017 году. А добычу на сланцевых месторождениях, если на них уже началась работа, можно сокращать и наращивать без ущерба для производства достаточно быстро.
На деле оказалось, что все не так просто. Нефтедобыча в Соединенных Штатах сейчас находится на самом низком уровне с 2014 года. В том числе за счет падения добычи в США ожидается, что во II квартале 2016 года впервые за более чем 3 года будет зафиксирован спад производства нефти.
Бироль считает, что нужно около года высоких цен на нефть, за 60 долларов, чтобы повернуть тренд на падение добычи сланцевой нефти. Для российского бюджета это, в целом, позитивный прогноз: значит, по крайней мере в ближайшие месяцы можно не ожидать резкого снижения цен на нефть. С другой стороны, предсказание, пусть даже и главы Международного энергетического агентства, может и не сбыться, нефтяной рынок очень хорошо известен тем, что его поведение слабо предсказуемо.