будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
нефть
Май 21, 2025
Хозяйство
Рикин Иван

Нефтяное эльдорадо

Нефтяное эльдорадо
uni2
Скважина «Университетская»

Норвежские сервисные компании вынуждены, похоже, отказываться от проектов, связанных с освоением Арктического шельфа РФ – проектов, которые обещали им баснословную прибыль. В начале этой недели совместное предприятие «Роснефти и ExxonMobil «Карморнефтегаз» направило двум норвежским компаниям Siem Offshore и Rem Offshore извещения о прекращении контрактов на фрахт специальных судов, используемых в геологоразведке. Для норвежцев – это, конечно, серьезный удар. Ведь Карскую нефтеносную провинцию, которая в сентябре этого года была открыта НК «Роснефть», они воспринимали как настоящее «эльдорадо». Известно, что запасы Норвегии в Северном и Баренцевом море истощаются, и местные компании, безусловно, связывали свое будущее с российской Арктикой. Тем более, что опыт обеспечения нефтегазовых проектов у них колоссальный, причем, именно в суровых климатических условиях.

  За последние 5 лет на освоение Арктики (включая Охотское море) «Роснефть» и «Газпром» выделили около 10 млрд. долларов, при этом не менее 70% было выплачено зарубежным компаниям за поставки оборудования и предоставление услуг. Например, иностранным подрядчикам предназначалось порядка 80% от суммарных инвестиций, связанных с открытием месторождения  «Победа», которые составили почти 800 млн. долл.

Только одна скважина на структуре “Университетская” потребовала создания мощной системы судового обеспечения: в Карском море работали спасательные и транспортные суда, ледоколы, плавучие гостиницы. Можно представить себе, какая развитая инфраструктура понадобится здесь в ближайшие годы, когда число поисковых скважин увеличится, а затем начнется коммерческая добыча арктической нефти. И какие существенные потери понесут норвежцы в том случае, если окажутся в стороне от масштабных проектов по освоению российского шельфа. 

Если бы не началась санкционная война, развитие российской арктической зоны могло стать одним из самых ярких примеров мировой кооперации. Ведь даже, несмотря на планы по локализации оборудования и технологий, доля зарубежных сервисных компаний в освоении шельфа оставалась бы высокой (по некоторым прогнозам, к 2030 году она должна была составить 50%).    Таким образом, половина общих инвестиций в Арктику (от 400 до 600 млрд. долларов до 2030 года) могла бы быть направлена иностранным (в первую очередь, норвежским) компаниям (от 200  до 300 млрд. долларов соответственно).

Специалисты убеждены, что при реализации сценария «ограниченного развития» (то есть в том случае, если западные страны не откажутся от запрета на сотрудничество с российскими компаниями, приступившими к освоению Арктического шельфа) доля иностранных подрядчиков составит лишь 20 % (от 80  до 120 млрд. долларов). А значит иностранные нефтесервисные компании и поставщики оборудования (в первую очередь, норвежские, если речь идет ошельфовых проектах в Арктике),до 2030 года недосчитаются, как минимум, 120 – 180 млрд. долларов.

Кроме того, они потеряют уникальную нишу на вновь формирующемся рынке услуг, связанных с освоением Арктического шельфа, а также упустят возможность получить опыт работы в знаковых проектах, которые уже сейчас многие называют «новой страницей в истории мировой нефтедобычи».

По мнению ряда экспертов, со временем норвежцы еще будут кусать локти, что не заняли более жесткую позицию по вопросу об антироссийских санкциях. Ведь для небольшой скандинавской страны предложение стать ключевым игроком, который занимается обеспечением российских шельфовых проектов – шанс, который потом уже вряд ли представится.

Тем более, что в самой России сейчас все чаще говорят о появлении национальной нефтесервисной компании, способной восполнить дефицит нефтепромысловых услуг и усилить конкуренцию. Что же касается судов обеспечения, только во вторник на заседании правительства РФ обсуждалось «ускоренное развитие» отечественного судостроения, в том числе проекты, необходимые для обеспечения работ на континентальном шельфе.

Вполне естественно, что в последние годы такие высокотехнологичные услуги, как исследование скважин и сейсморазведка на шельфе оказывались, преимущественно, иностранными компаниями. Теперь Россия планирует обратиться к норвежскому опыту по созданию национального «инкубатора для развития сервисной индустрии». Государство собирается вкладывать значительные средства в НИОКР,  развивать инновационные проекты, и, самое главное, предоставлять преимущества отечественным нефтесервисным компаниям.

Стоит отметить, что в течение 2005-2012 гг. суммарный объём рынка нефтегазосервисных услуг в денежном выражении, даже, несмотря на кризис 2008-2009 гг., постоянно рос. За семь лет этот показатель увеличился на 122%, с 232,8 млрд рублей в 2005 году до 516,2 млрд рублей в 2012 году.

Совсем не очевидно, что сценарий создания государственной нефтесервисной компании на базе «Росгеологии» будет оптимальным для остальных участников рынка. И нельзя исключать другой сценарий, при котором «инкубатор» сервисной индустрии будет создан на базе региональных центров. Например, в Сахалинской области накоплен значительный опыт проведения геологоразведочных работ и освоения шельфовых месторождений. Таким образом, Сахалинская область идеальный полигон для создания инкубатора. Накопленный опыт, региональные кадры, перспективы развития позволяют сформировать условия для развития нефтесервиса.

Еще один региональный центр, который мог бы стать центром нефтесервиса – это Тюмень. Здесь функционирует Центр экспертной поддержки технического развития ОАО «НК «Роснефть», осуществляющий оптимизацию технологических решений для улучшения процессов и технический аудит качества нефтесервисных подрядчиков и супервайзинга (речь идет, например, об оптимизации технологических решений для улучшения процесса проведения гидроразрыва пласта и обработки призабойной зоны за счет внедрения новых продуктов), оценку эффективности проектов и экспертную поддержку при внедрении пилотных проектов (в полевых условиях), а также инженерное сопровождение сложных работ на месторождениях.

Рикин Иван
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).