Цены на нефть на мировых рынках падали и ничто не предвещало изменения этой тенденции — администрация США сообщила о том, что созданные стратегические запасы нефти достаточны для поддержания стабильности на американском рынке. Кроме того, в СМИ появились сообщения, что в мире добывается нефти больше, чем ее потребляется.
По итогам нефтяных торгов, в понедельник, 8 ноября, в Лондоне и Нью-Йорке цены на сырую нефть и основные нефтепродукты снизились по сравнению с результатами предыдущих торгов. Так, согласно данным системы ТENFORE, декабрьские фьючерсы на поставку нефти марки Brent на Международной нефтяной бирже (IPE) в Лондоне подешевели на 60 центов (до $45,9 за баррель). На Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX) котировки фьючерсных контрактов на поставку в декабре нефти сорта Light Sweet снизились на 53 цента (до $49,02 за баррель).
Однако авария на Суэце, а также ряд широко анонсированных и ожидавшихся проблем — ситуация с ЮКОСом — а там , безотносительно к ситуации на российском фондовом рынке ожидается сокращение добычи — компания прекратило разведочное и эксплуатационное бурение, и неминуемым следствием станет падение добычи, предстоящая забастовка нигерийских нефтяников и активизация боевых действий в Ираке, по мнению нефтяных аналитиков, приведут к новому витку цен.
В этой связи ряд аналитиков предположил, что возможна активизация российского-израильского нефтяного проекта, который свяжет Красное и Средиземное море в обход Суэцкого канала, являющегося главной нефтяной артерией для региона, имеющего для России стратегическое значение. Именно в этот регион поставляется значительная часть экспортной российской нефти — через российские терминалы Новороссийск и Туапсе и «развернутый» украинский нефтепровод Броды — Одесса.
Трубопровод, который ведет свое историю от израильско-иранского проекта, был заморожен после исламской революции в Иране. По политическим причинам арабские страны им не пользуются, Россия — единственная нефтедобывающая страна, которая может пойти на политический риск использования нефтепровода ради геополитических — стратегических и экономических выгод. Независимо от того, как будет использоваться нефтепровод — в прямом, или в обратном направлении — для транзита российской нефти в регион Юго-Восточной Азии или в Китай, очевидные плюсы (единственный маршрут, проложенный вне пространства «политических игр нефтяников») и минусы (возможность ухудшения отношений с арабскими нефтяными эмиратами) должны быть тщательно взвешены.