Все-таки с трудом до некоторых российских граждан доходит одна простая мысль: Россия уже давно вошла в мировое хозяйство, и ее экономическая жизнь полностью подчиняется его закономерностям. Можно сказать и так – крайне зависит от внешних факторов и игроков. Поэтому глупо пытаться как-то их обойти или делать вид, что их просто нет.
Это, прежде всего, относит0ся к ценам на нефть и нефтепродукты, регулировать которые сейчас внезапно бросились все, кому не лень. Президент, Государственная Дума, правительство – все как один озаботились удорожанием бензина, и стали срочно требовать от нефтяных компаний или стабилизации, или даже понижения цен в рознице. Причем требовать стали как-то не совсем удачно – на дворе уже зима, уборочная и отпускной сезон давно закончились, реки покрылись льдом, гололед заставил массу автолюбителей пересесть на общественный транспорт. В общем, имеет место сезонное сокращения спроса, из-за которого у нефтяных компаний должны образоваться избыточные запасы топлива, которое и так будет давить на цены в сторону их понижения. Без всякой там Думы и правительства.
Может быть, руководители нефтяных компаний так легко и согласились с просьбой президента, что прекрасно знали о сезонных скачках спроса и о том, что цены все равно будут снижаться. Но кроме сезонных колебаний, которые худо-бедно еще можно выдать за результат административных воздействий, в российской экономике существует еще парочка факторов, с которыми президент и нефтяные генералы ничего не смогут сделать, так как факторы эти – производные от движения мирового рынка.
Первый фактор, влияние которого достаточно очевидно – это движение мировых цен на нефть. Текущий год – период сверхвысоких, немыслимо высоких цен на нефть, цен, которые справедливее всего назвать военно-инфляционными. Война в Ираке, искусственное стимулирование спроса в США плюс спекулятивная игра на товарных биржах загнали стоимость черного золота на невидимые вершины. И ожидать, что Россия останется в стороне от этого процесса, было бы наивно. Хотя мы и нефтедобывающая страна, но мировые тенденции действуют на нас так же, как и на всех остальных потребителей нефтепродуктов, пусть и с некоторым отставанием.
При этом, сетуя на растущие цены на бензин, все как-то забывают, что благодаря дорогой нефти у России резко вырос экспорт, валютная выручка, прибыли нефтяных корпораций и доходы государственного бюджета. Причем эти прибыли возросли настолько, что всерьез стали обсуждаться проекты строительства новых нефтепроводов по более эффективным маршрутам, чем ныне действующие. А про бюджетный профицит и Стабилизационный фонд даже и говорить нечего, настолько там все хорошо. И вот после всех этих успехов жаловаться на бензиновые цены как-то некрасиво. Это все равно как выхлоп из работающего двигателя – пованивает, конечно, зато машина двигается.
Другим фактором, влияющим на наши цены извне, является денежная эмиссия Центрального банка. Хотя банк-то наш, российский, да еще к тому же государственный, рубли он печатает при покупке долларов. А этих долларов у нас в 2004 году было хоть завались, валютные резервы росли как на дрожжах, ну и рублевая денежная масса тоже. За 10 месяцев текущего года валютные запасы Центробанка выросли на 23 млрд. долл., а количество рублей в обращении – почти на 14%. Причем, если бы не ограничительная политика Центробанка и Минфина, изо всех сил сдерживающих денежное предложение, рублей в обращении стало бы еще больше.
Но, в любом случае, рост денег в обращение происходит непрерывно, а вот товарное предложение, как всегда, отстает, и этот зазор заполняют растущие цены. Причем самое интересное состоит в том, что валютные резервы и денежное предложение наращиваются благодаря постоянно растущей валютной выручке от экспорта нефти и газа. Таким образом, образовался своего рода самоподдерживающийся процесс. Рост мировых цен на энергоносители приводит к росту валютной выручки и резервов Центрального банка. Вследствие этого растет денежная база, а вслед за ней – и товарные цены. И особенно – цены на топливо, так как их внутренний рост поддерживается внешним спросом.
Правда, у нас очень любят сваливать вину за рост цен на государство в лице фискальных органов. Мол, они установили такие налоги на минеральные ресурсы, вроде налога на добычу полезных ископаемых, а потом еще добавили акциз на горюче-смазочные материалы, что ценам на бензин и дизельное топливо ничего другого не остается, как взлететь под небеса. И что для стабилизации внутреннего топливного рынка надо бы эти налоги снизить, а заодно «поиграть» с экспортными таможенными пошлинами на нефтепродукты, снизив их на темные и повысив на светлые. Но, как нам кажется, подобные манипуляции дадут совершенно незначительный эффект по сравнению с прыжками мировых цен, и поэтому налоговые мероприятия как способ стабилизации внутренних цен всерьез можно и не рассматривать.
Кроме того, в свете текущих событий в нефтяной отрасли нелишне будет напомнить, что как-то раз один нефтяной олигарх, который теперь сидит в тюрьме, уже пытался устраивать нечто подобное, продавая на своих колонках бензин без начисления акциза. Делал он это, правда, не везде и только несколько дней, но все равно вызвал совершенно ненужный ажиотаж среди покупателей и панику у других нефтепродавцов и у фискальных органов. Так что от подобных экспериментов лучше сейчас воздержаться.
Да и вообще, хотя на рост цен жалуются многие, но никто пока точно не сказал, какая социально-экономическая группа несет большие потери от мирового нефтяного шока. Обычно жалеют рядовых автолюбителей, но в данном случае ясно, что люди это не бедные, и если у них были средства на покупку автомобилей, то и на бензин они тоже должны найтись. А если не нашлись – то милости просим на общественный транспорт. Он, правда, тоже должен числиться пострадавшим – ведь муниципалитетам надо закупать топливо для автобусных парков, а оно постоянно дорожает, что приводит к росту стоимости проезда и, в свою очередь, вынуждает местные власти повышать цену билетов. Третьей категорий, зависящей от цен на топливо, являются аграрии, но их голосов пока не слышно, так как уборочная, как мы отмечали выше, уже закончилась, а до посевной еще далеко. А что там будет с мировыми нефтяными ценами к марту 2005 года, ОПЕК его ведает. Таким образом, хотя страдальцев у нас много, но еще никто из них политически не показал, что вот рост цен на топливо резко уменьшил его доходы. И никто из этих категорий не вынудил правительство действительно регулировать цены.
Поэтому лучше всего оставить эти цены в покое, и не пытаться начинать играть в игру под названием «государственное регулирование», так как против России действуют такие игроки, как ОПЕК и ФРС США, а против них никакое регулирование не поможет. Особенно российское.