6 ноября в Азербайджане должны пройти выборы в парламент. Избирательная кампания идет очень конфликтно - со столкновениями демонстрантов с полицией, с угрозами арестов и реальными арестами. Политическая составляющая этой конфликтности известна. Попробуем разобраться в экономической.
О состоянии экономики отдельных стран СНГ иногда писать достаточно трудно. Потому что доверять официальным статистическим данным нет никакой возможности, а выявить какие-то дополнительные индикаторы (вроде производства электроэнергии для России) не представляется возможным. В этом отношении Азербайджан труднее всех, так как официальная статистика полностью скрывает реальное состояние дел, а какие у него могут быть косвенные индикаторы – не совсем понятно. Например, судя по данным об использовании рабочей силы, там почти полная занятость – за регистрацией в органы социального обеспечения обратились не более 50 тысяч человек при почти трех миллионах экономически активного населения. Однако это противоречит непосредственному опыту жителей крупных российских городов. То есть даже на бытовом уровне экономическая миграция вполне ощутима. Данные же Государственного статистического комитета Азербайджана об этом умалчивают.
Отток трудоспособного населения из страны по-человечески вполне понятен. Сразу после своего образования она получила два тяжелых удара: от армянской армии и от подземных толчков. На эти военно-геологические потрясения наложились экономические: падение спроса на продукцию республиканской промышленности и выдавливание с внутрироссийского рынка азербайджанских сельскохозяйственных товаров импортом из других стран. Понятно, что выжить в таких условиях нелегко, и основной массе трудоспособного населения пришлось податься на заработки в другие регионы бывшего СССР или даже в Турцию. При этом демографическая ситуация остается стабильной, резкого падения рождаемости, как в России, в Азербайджане не произошло, и эта не находящая применения демографическая масса давит на внутренний и внешние рынки.
В свое время у старых и новых властей республики была большая надежда на “реинкарнацию” азербайджанских нефтяных промыслов. Добыча нефти в Бакинском нефтеносном районе – самая старая на территории бывшей Российской империи и восходит еще к концу XIX века. Спустя век нефтедобыча там уменьшилась из-за исчерпания ресурсов и, казалось, скоро совсем сойдет на нет. Но когда геологи нашли новые участки, а к делу приступили транснациональные корпорации, то о возрождении азербайджанской нефтяной промышленности не говорил только ленивый. Более того, нефть, добываемая на новых месторождениях, всерьез рассматривалась некоторыми политиками как серьезный конкурент российской на мировом нефтяном рынке. Особенно такие разговоры усилились после окончания строительства нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан (турецкий порт на Средиземном море). Предполагалось, что нефть республики пойдет теперь на экспорт, минуя старый маршрут Баку-Новороссийск, и Россия потеряет рычаги давления на Азербайджан.
Но, как показывают данные государственной статистики (здесь они, мы надеемся, не врут), добыча нефти в Азербайджане возросла совершенно незначительно: за период 1999-2004 годы - с 13,8 млн тонн до 15,5 млн тонн (на 12%). При этом добыча газа даже сократилась – с 6 млрд куб. м до 4,9 млрд куб. м (на 18%). Естественно, сравнивать эти цифры с показателями добычи нефти и газа в России (458 млн тонн и 591 млрд куб. м в 2004 году) и с имевшими место темпами роста добычи просто несерьезно. Не конкурент нам Азербайджан со своей нефтью и газом, несмотря на все обходные нефтепроводы и привлечение транснациональных корпораций.
Тем не менее, несмотря на отсутствие межстрановой и внутриотраслевой конкуренции в нефтянке, внутриполитическая конкуренция в Азербайджане нарастает как снежный ком. И это неудивительно. Совершенно ничтожные по российским представлениям 15,5 млн тонн нефти годовой добычи распаляют воображение тех хозяйствующих субъектов, которые не допущены к распределению нефтяных богатств республики. И они изо всех сил стараются прорваться к дележу нефтяного пирога, устраивая разного рода стычки с представителями властных структур. При этом, как это часто бывает, идет двойная игра. Не допущенные к эксплуатации нефтяных богатств лица провоцируют власти на силовые формы поведения, чтобы потом иметь возможность демонстрировать всему миру (в основном, конечно, западному) недемократичность нынешнего руководства. И требовать помощи в свержении недемократического, авторитарного и даже отчасти диктаторского правительства. С другой стороны, в этом самом недемократическом руководстве идет своя борьба за власть, между сторонниками нового президента (сына) и соратниками старого президента (отца). Причем старые кадры тоже упирают на недемократичность нового президента (особенно это касается способа его попадания на верхушку властной пирамиды, который больше всего похож на передачу по наследству короны в монархии) и прозрачно намекают, что можно устроить новые президентские выборы. А после этих выборов, когда президентом станет новое лицо, с другими оппозиционерами можно будет как-нибудь договориться, по-хорошему или по-плохому. В свою очередь, нынешние власти с удовольствием пользуются историей нефтяного хозяйствования как источником для обвинений нынешних оппозиционеров или просто отставников в хозяйственных преступлениях.
Как нам представляется, эта суета будет продолжаться еще очень долго, так как любая сила, выдвинув лозунг справедливого распределения нефтяных богатств между всеми гражданами республики, легко получит поддержку большинства, которое живет очень и очень бедно. По данным того же Комитета по статистике Азербайджана, ВВП на душу населения в 2004 году составил 1041 доллар, то есть 87 долларов в месяц. Если это не нищета, то во всяком случае - бедность. И бедность эта будет подпитывать антиправительственные выступления, какие бы меры воздействия к оппозиционерам власти не применяли. Ведь на самом-то деле делиться нефтяной рентой никто по настоящему и не собирается, а раз так, то непрекращающиеся волнения подданных обеспечены любой власти в Азербайджане.