Недавние выступления пенсионеров и части льготников вроде бы с неопровержимой силой показали, насколько велика в России если не нищета, то во всяком случае бедность.
Люди, протестующие против власти (особенно российской!), блокирующие автомагистрали и администрации разного уровня, должны были быть доведены до очень серьезной степени недовольства, чтобы решиться на открытый конфликт.
В свою очередь власти должны были немало постараться, чтобы вызвать всплеск народного недовольства, от которого им потом приходится срочно откупаться разного рода подачками, в том числе и денежными, причем, настолько незначительными, что напоминающими обглоданную кость, выдернутую одной голодной собакой из пасти другой, такой же голодной и неустроенной.
Естественно предположить, что получившие крайне незначительную прибавку к пенсии бедные и нищие люди тут же начнут ее как-то тратить, покрывая свои самые насущные потребности. Не менее естественно будет предположить, что этим бедным людям будет не до сбережений, тем более валютных.
После прошедших массовых выступлений даже могло сложиться впечатление, что вся Россия населена нищими пенсионерами, и там совсем нет состоятельных людей. А раз так, то делать сбережения, за счет которых, собственно, и происходит экономическое развитие, в стране просто некому. Но к нашей радости, не все так плохо: богатые люди в России есть и, таким образом, экономическое процветание нам гарантировано. Пусть и не настолько быстрыми темпами, как хотелось бы.
Основанием для подобного оптимизма может служить “Обзор банковского сектора Российской Федерации”, ежемесячно выпускаемый Центральным банком РФ. Из этого документа выясняется, что за прошлый год, который был богат на разного рода банковские события, сбережения населения выросли почти на 500 млрд. руб. и превысили 2 трлн. руб. Весь прирост пришелся на депозиты со сроком свыше 1 года, что свидетельствует, с одной стороны, о росте доверия к банковской системе, а с другой, – о появлении мощного инвестиционного источника, который можно, наконец-то, использовать для кредитования инвестиционных проектов. Вообще депозиты со сроком свыше одного года в общем объеме средств физических лиц занимают добрую половину и составляют, таким образом, 1 трлн. руб. Напомним для сравнения, что объем инвестиций в ВВП (валовое накопление основного капитала) составил в прошлом году 3 трлн. руб. и, значит, сбережения граждан обеспечили 1/3 их финансирования.
Причем, для прошедшего года, отношение срочных депозитов к инвестициям – это не голая цифра, за которой не понятно, что стоит. Банки вложили привлеченные средства именно в кредиты, а не держали их в качестве запаса ликвидности. Например, в позапрошлом, 2003 году прирост срочных депозитов был ничуть не меньше, но вот использовались они банковской системой совсем по-другому. Так, счета в Банке России, на которых учитывается краткосрочная ликвидность и резервы, выросли тогда на 240 млрд. руб., а в 2004 году – только на 40 млрд. Вложения в ценные бумаги, которые рассматриваются в качестве инструмента среднесрочной ликвидности, и которые состоят из государственных облигаций, акций и векселей, за 2003 год увеличились на 220 млрд. руб., а в прошлом году – только на 85 млрд. Кредиты же, наоборот, стали расти с гораздо большей скоростью: за 2003 год они выросли на 900 млрд. руб., а за 2004 год – на 1 трлн. 400 млрд.
Конечно, в подобном структурном сдвиге “повинны” не только банки, вдруг осознавшие необходимость кредитования реального сектора экономики. На их поведение подействовал ряд факторов, которые были для них внешними, и на который они никак не могли повлиять. Начнем с того, что финансовое состояние российского бюджета существенно улучшается, и ему уже не нужно привлекать крупные суммы на открытом рынке, эмитируя облигации государственного займа. Кроме того, получив крупного небанковского инвестора в лице Пенсионного фонда, Федеральный бюджет стал отправлять все дополнительные выпуски государственных ценных бумаг для размещения именно ему, а не Сбербанку или Внешторгбанку, как он это делал еще несколько лет тому назад. Поэтому предложение госбумаг на рынке существенно снизилось, что не могло не сказаться на структуре банковских активов. Кроме того, на уменьшение предложения государственных займов повлияли события лета прошлого года, когда для поддержания ликвидности ряда кредитных организаций Центральный банк выкупил у них часть гособлигаций.
На подобную же переориентацию ликвидных активов сработало уменьшение норм резервных требований, которое также было использовано для поддержания ликвидности банковской системы. И после успокоения ситуации кредитные организации не стали эту ликвидность держать на счетах без движения, а отправили в оборот, расширив кредитование экономики. Правда, эта мера относительно неэффективная, так как резервные требования нельзя понижать до бесконечности – их объем и так сократился больше чем в два раза, с 280 млрд. до 115 млрд. руб., и дальнейшее уменьшение ставок отчислений может просто ликвидировать этот инструмент кредитно-денежного регулирования.
Другое дело – государственные бумаги. Если их рассматривать не как инструменты среднесрочной ликвидности, а как “запас инвестиций”, то здесь у нас есть широкое поле возможностей. Сейчас на балансе банков находится госбумаг почти на 500 млрд. руб. И если предположить, что эмитент, Министерство финансов РФ, их погасит, то у банков будет постоянно образовываться ресурс для кредитования экономики. Причем ресурс неинфляционный.
К сожалению, пока об этом приходиться только мечтать, так как Минфин сосредоточил все свои усилия (и свободные денежные средства) на досрочном погашении внешнего долга. Считая, видимо, что экономический рост в странах Западной Европы для него важнее экономического роста в России. А зря, так как погашение государственных облигаций, находящихся на руках у резидентов – это прекрасный способ стимулирования инвестиций, причем без всяких государственных программ и государственного финансирования. Поэтому банкирам для расширения инвестиционной деятельности придется по-прежнему надеяться на приток сбережений частных лиц, без которых они могут оказаться в тупике.