ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) и германский концерн Siemens подписали вчера контракт на поставку в Россию 8 высокоскоростных составов по 10 вагонов. Составы будут использоваться на маршрутах Москва – Санкт-Петербург и Москва – Нижний Новгород. Первый состав поставят в первом квартале следующего года. Максимальная скорость такого поезда составляет 330 км/ч. Контракт обошелся РЖД в 576 млн евро (около $750 млн): 276 млн евро за сами поезда и еще 300 млн за их сервисное обслуживание.
Ранее РЖД приостановили реализацию проекта из-за его пересмотра. По словам президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, приостановка была вызвана тем, что «приходится говорить о неподготовленных технических решениях», теперь проект планируется осуществить «без миллиардных кредитов». По словам пресс-секретаря департамента железнодорожной техники Siemens (Siemens-Bahntechnik) Дирка Эрата, концерн мало интересует схема финансирования проекта со стороны РЖД.
Согласно источнику в РЖД, в прошлом году существовали три базовых проблемы проекта с Siemens. Во-первых, развитие скоростного движения по предусмотренной технологии должно было ограничить рост грузопотока на северо-западном направлении. В то же время на этом направлении поток нефтепродуктов, металлургической и химической продукции велик и составляет существенную статью доходов для РЖД.
Затем для финансирования проекта с Siemens планировалось привлекать заемные средства из европейских финансовых институтов под гарантии РЖД. Однако, согласно стратегии правления РЖД, займы могут составлять не более 10% от оборота компании, и привлечение денег под этот капиталоемкий проект ограничивало бы другие – приоритетные – инвестиционные проекты: развитие грузопотока из Кузбасса на Дальний Восток, к черноморским портам и на северо-запад.
В-третьих, по словам источника в РЖД, проект повышения скорости движения на участке Москва – Санкт-Петербург необязательно предполагает сотрудничество с Siemens.
Следует заметить, что ОАО "РЖД" уже пыталось разработать проект российского скоростного поезда "Сокол-250" без привлечения иностранных участников. Проект курировал лично прежний глава РЖД Геннадий Фадеев. На "Сокол" потратили порядка 100 млн долларов, но во время сдачи пилотного образца в 2001 году проверяющая комиссия обнаружила в поезде огромное число недоработок (вплоть до того, что на предельной скорости "пернатый" мог "клевать носом" и зарываться под землю). Доработка поезда продолжалась вплоть до 2003 года, после чего компания "РЖД" все-таки отказалась от проекта (последнюю попытку создать русский поезд и привлечь под это инвестиции Геннадий Фадеев предпринял в апреле 2004 года) и активизировала переговоры с "Сименс". Как отмечают многие аналитики, российским заводам требуется серьезная модернизация (которую РЖД проводит совместно с тем же "Сименс").
Новый контракт на поставку высокоскоростных поездов по сути означает отказ от создания российского поезда в ближайшей перспективе.
При всем этом стоит отметить, что российские заводы по производству поездов и оборудования построены еще в Советском Союзе и в последний раз модернизировались в 60-х– 70-х годах. Большинство этих заводов попросту не в состоянии производить конкурентоспособную продукцию, а изношенность парка машин в «компании-ведомстве» Владимира Якунина велика. Это не оставляет для РЖД выбора, к кому обращаться за покупками.
Добиваясь обновления парка, РЖД, скорее всего, вынуждена будет начать очередной раунд борьбы за повышение тарифов на перевозки. И здесь под ударом могут оказаться металлургические компании – одни из основных потребителей услуг РЖД. В этом смысле из-под удара выведены лишь "Северсталь", имеющая традиционно низкие тарифы на перевозку, и "Русал", который заключил рамочное соглашение на 10 лет с РЖД. Стоит, однако, заметить, что подобные соглашения подписаны со многими металлургическими компаниями, но вполне возможно, что существенные затраты на обновление парка заставят РЖД пересмотреть часть из соглашений. Повышение же тарифов существенно скажется на рентабельности бизнеса металлургов.