После того, как Федеральная служба государственной статистики произвела изменения в методике расчета индекса промышленного производства, делать оценки состояния российской индустрии стало гораздо сложнее. ФСГС сократила удельные веса обрабатывающих отраслей промышленности и увеличила удельные веса добывающих отраслей, которые включаются в общий индекс производства. В результате этих изменений имеющиеся данные за прошлые годы теперь являются несопоставимыми, и определить, насколько объем промышленного производства за текущие полгода 2010 года отличается от объема производства за аналогичный период 2008 года, стало практически невозможно.
Была ли в этом изменении методики расчетов какая-то жесткая необходимость, сейчас сказать трудно. С одной стороны, роль топливно-энергетического комплекса в российской экономике действительно постоянно возрастает, и это было необходимо учесть при выведении сводных данных. С другой стороны, время смены методики пришлось на кризисный период, что вызывает нехорошие подозрения, что орган госстатистики таким образом пытается приукрасить реальное положение дел в экономике. Однако, повторяем, какими бы мотивами ни руководствовалось высшее статистическое руководство, оценивать реальное положение дел теперь стало гораздо труднее.
Правда, для полноты картины надо добавить, что статистическая служба и раньше легко манипулировала отчетными данными, чтобы придать им более или менее привлекательный вид. Это манипулирование было хорошо видно на примере тех же самых натуральных показателей промышленного производства. Если, скажем, производство резиновой обуви вместо того, чтобы расти, вдруг начинало падать, то эта позиция заменялась кожаной обувью, производство которой, как ей и положено, все время увеличивалось. Таким образом, даже не меняя удельные веса продукции, а просто заменяя отдельные натуральные позиции, статслужба могла «показывать» хорошие темпы экономического роста.
Поэтому, чтобы избежать возможного искажения отчетных данных, которое может произойти как вследствие официальных изменений в методике, так и неофициальных перестановках в фактических данных, для оценки реального объема промышленного производства нам придется использовать только те натуральные показатели, которые не меняются в принципе. Эти натуральные показатели объединяются в несколько групп, в зависимости от направления их дальнейшего использования.
Показатели первой группы – производство энергоносителей – имеют совершенно разную динамику. Если уголь и природный газ четко повторяют общеэкономическую динамику – резкий подъем перед кризисом, потом резкий спад, и уже после этого постепенное восстановление производства до докризисного уровня, - то в отношении нефти складывается впечатление, что никакого кризиса вообще нет. За первое полугодие 2010 года объем ее добычи превысил показатель аналогичного периода 2008 года на 3,3%, хотя добыча угля и газа недобрала до уровня 2008 года 3,5%.
Показатели второй группы – производство конструкционных материалов – гораздо лучше отражают реальное состояние дел как в российской, так и в мировой экономике. Так, выплавка чугуна все еще на 10% меньше докризисного уровня, а что касается производства цемента, то здесь вообще полный провал – его выпуск меньше докризисного на 21%. Эти показатели достаточно полно характеризуют ситуацию с инвестиционным процессом (который сейчас на спаде), потому что и металл, и цемент идут в основном на инвестиционные цели: производство оборудования и строительство зданий и сооружений.
Низкая деловая активность в инвестиционно-строительном комплексе подтверждается данными о выпуске машиностроительной продукции, которые относятся к третьей группе показателей. Если взять объемы выпуска по самым крупногабаритным предметам труда – энергетическим турбинам, – то здесь ситуация очень нестабильная. Выпуск паровых турбин увеличился на 43% по сравнению с первым полугодием 2008 года, и в то же время выпуск газовых турбин упал на 34% (по мощности). При этом надо иметь в виду, что показатели роста или падания в крупногабаритном машиностроении зависят от того, в каком состоянии находится выполнение заказа. Если заказ выполнен и турбина готова, показатели выпуска подлетают до небес, а если к выполнению следующего заказа только приступают и еще ничего не готово, то показатели выпуска сразу же падают до нуля.
В других отраслях машиностроения, где производственный цикл менее длителен, а продукция в большей степени идет на рынок, в таких, как транспортное машиностроение, ситуация более однозначная. Производство грузовиков составило 42% от уровня 1-го полугодия 2008 года, а производство магистральных тепловозов и электровозов меньше этого уровня на 28% и 5% соответственно.
К сожалению, отследить более подробно ситуацию в машиностроении достаточно трудно, так как помесячные данные очень скудны и не охватывают всей номенклатуры выпускаемой продукции. Кроме того, значительную часть техники Россия импортирует, что снижает ценность третьей группы показателей.
Правда, кроме провальных, у нас есть и передовая (четвертая) группа – химия и нефтехимия. Здесь, как и в нефтедобыче, кризиса как будто и не бывало. Производство минеральных удобрений уже достигло уровня 2008 года, а производство продуктов нефтепереработки даже его превзошло: выпуск бензина увеличился на 0,5%, дизельного топлива – на 1,5%, а топочного мазута – на 5,6% к уровню 1-го полугодия 2008 года. При этом, конечно, надо понимать, что этот рост связан прежде всего с внешним спросом, потому что внутренний спрос вряд ли смог бы увеличиться.
Следующая группа, по которой нами оценивается состояние дел в промышленности, – это выпуск потребительских благ, самой значительной частью которой по стоимости является производство транспортных средств для пассажиров. По факту, выпуск легковых автомобилей меньше докризисного на 33%, выпуск пассажирских вагонов – на 36%, а выпуск автобусов – на 50%. Правда, что касается легковых автомобилей, полугодовая статистика еще не может полностью зафиксировать эффект от программы утилизации подержанных автомобилей, поэтому показатели выпуска легковушек за второе полугодие 2010 года будут наверняка выше, чем за первое полугодие. Однако даже вместе с этой программой автопрому все равно будет далеко до докризисного уровня производства.
К сожалению, набор данных, позволяющих судить о состоянии выпуска продукции в потребительском комплексе, так же, как и в машиностроительном, не так уж и велик. Это приводит к определенным трудностям, так как хотя автомобили - важная часть потребительского спроса, но не единственная, поэтому судить по ней обо всем спросе домохозяйств невозможно. Чтобы оценка состояния потребительского комплекса выглядела более полной, нам придется использовать еще одну товарную позицию из небогатого списка ФСГС – это производство бытовых холодильников и морозильников. Их выпуск также не дотянул до уровня 2008 года, и остановился на 88% от достигнутого; и это выглядит очень странным, потому что в такую жару комфортно жить можно только в морозильной камере. Но, может быть, данные за июль 2010 года уже покажут резкий рост их производства?
Таким образом, если судить о состоянии российской промышленности по крупным товарным группам, то ее положение, кроме нескольких исключений, выглядит не слишком блестящим. Восстановление производства кое-где началось, но оно связано только с внешним спросом, который, понятное дело, неустойчив и мало зависит от стимулирующих действий российских властей. До отраслей и групп, ориентированных на внутренний спрос, восстановительная волна еще не дошла. В обобщенном же виде лучше всего характеризует состояние дел и в промышленности, и в других секторах экономики, объем производства электроэнергии. Ее выпуск составил 98,5% от докризисного уровня, и этот показатель внушает оптимизм, так как до полного восстановления остался буквально один шаг.