будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 17, 2025
Хозяйство

НЭП 2.0: новая экономика путинизма

НЭП 2.0: новая экономика путинизма
put
Владимир Путин.. Источник: пресс-служба правительства РФ

Путинские программные предложения в сфере экономики довольно радикальны. Ради развития экономики Путин обещает пойти на отказ от «закошмаривания бизнеса» и кураторства его со стороны властей. Предлагается по сути демонтаж «путинского режима», на что в реальности власть вряд ли готова пойти.

Серия статей кандидата в президенты Владимира Путина, как и анонсировалось еще после встречи премьера с главными редакторами СМИ, продолжилась публикацией в газете «Ведомости». Для главной деловой газеты страны тема была подобрана соответствующая — страна озаглавлена «О наших экономических задачах». Почти ленинский заголовок и задачи едва ли не того же масштаба: Путин — ни много, ни мало — описывает экономику желаемого, практически «светлого капиталистического» будущего.

Россия, по Путину, должна занять свою нишу в мировой экономике и сделать это должны крупные компании, национальные чемпионы. Для этого, по логике автора статьи, и создавались отраслевые холдинги (всяческие «Вертолеты России», «Ростехнологии» и прочие госкорпорации) — они были призваны обеспечить конкурентноспособность российской продукции на мировых рынках. Пока эта политика, несмотря на то, что Путин не собирается от нее отказываться, эффекта не дала, признает кандидат в президенты. «Большинство интегрированных структур не стали ни глобально конкурентоспособными, ни высококапитализированными, ни даже устойчиво прибыльными», - пишет Путин.

Однако на основании этого неутешительного (и справедливого) замечания автор не делает вывода ни о неспособности государства развивать эти отрасли, ни о необходимости пересмотра самой политики. Обещан лишь аудит госкорпораций. Впрочем, обещают его власти уже последние несколько лет, но особого эффекта пока видно не было.

Экономику будущего Путин видит полной инновационных производств. Однако крупный бизнес вкладываться в развитие современного производства не спешит. «Надо преодолеть инерцию крупного отечественного капитала, который, прямо скажем, отвык от инновационных проектов, от исследований и опытно-конструкторских работ», - констатирует Путин. Надо-то надо, вопрос как.

В остальном — в том, что не касается «отраслевых холдингов» в тех сферах, где «никогда не было» частного бизнеса, - Путин выступает настоящим либералом. «Надо ограничить приобретение госкомпаниями новых активов в России. «Киты» не должны мешать нормальному развитию частного бизнеса в своих секторах, оттирать частных предпринимателей от наиболее выгодных проектов», - констатирует действующий премьер, оговариваясь, правда, что речь прежде всего идет о непрофильных для основного бизнеса госкомпаний активах. Особо выделяются медиаактивы, о чем уже некогда говорил Дмитрий Медведев. Правда, «Газпром-медиа» пока так и остается «Газпром-медиа». 

Основа развития экономики по Путину — все-таки частные инвестиции. И здесь образ желаемого будущего более всего контрастирует с непосредственными практиками «путиномики».

 


Кандидат в президенты убежден, что для привлечения частных инвестиций надо «перестать кошмарить бизнес». В набросках путинской программы, которые были опубликованы на сайте кандидата была уже восхитительная фраза, что «правоохранительная система должна содействовать развитию бизнеса, а не бороться с ним». Теперь этот тезис дополнительно развивается.

«Расчистить поле для бизнеса, который готов побеждать в честной конкуренции, — это фундаментальная, системная задача. Мы должны изменить само государство, исполнительную и судебную власть в России. Демонтировать обвинительную связку правоохранительных, следственных, прокурорских и судейских органов», - пишет Путин. Для этого также надо «исключить из уголовного законодательства все рудименты советского правосознания, все зацепки, которые позволяют делать из хозяйственного спора уголовное дело на одного из участников». Проблема в том, что пояснений, откуда нам взять эту новую реальность с ее новыми судами и новыми силовиками, кандидат не дает. 

Тезис вброшен — и повисает в воздухе. Экономические дела, разумеется, стоит рассматривать только в арбитражных судах, как и пишет Путин, но пока силовики и суды легко переквалифицировали любое «экономическое дело» в уголовное — и никакая медведевская «гуманизация» с этим не справлялась. 

У Владимира Путина есть просто поразительный по точности пассаж, который описывает сегодняшнюю ситуацию. «Рациональное поведение для предпринимателя — не соблюдать закон, а найти покровителей, договориться. Но такой «договорившийся» бизнес в свою очередь будет пытаться подавлять конкурентов, расчищать себе место на рынке, используя возможности аффилированных чиновников налоговой, правоохранительной, судебной системы, вместо того чтобы повышать экономическую эффективность своих предприятий», - пишет он. 

По сути, описывается известная еще из девяностых схема: ее на разный манер рисуют в лондонских судах граждане Абрамович и Березовский. Однако эта схема взаимоотношений силовых агентов (с поправкой на вытеснение криминала и приход в область неформального крышевания бизнеса квазигосударственных агентов) буйным цветом расцветала и в путинской России в последнее десятилетие. 

В условиях нынешнего кризиса для частного бизнеса основой благополучия и вовсе стали «особые отношения» с госчиновниками —

 
здесь можно вспоминать хоть путинское спасение «АвтоВАЗа», хоть пикалевские страдания Олега Дерипаски. По сути сам премьер действовал в именно той логике, с которой теперь решительно спорит. Иначе, впрочем, и быть не могло. Основа взаимоотношений власти и бизнеса в путинской России — их четкая спайка. Формат может разниться- от кураторства до прямого контроля за компанией или целой отраслью, но никакой настоящей конкурентной среды там, где власти чувствуют хорошую норму прибыли пока не было. И откуда все это возьмется непонятно.

Именно в связке власти и бизнеса заключается основа «путиномики». Во многом (если забыть про крайне благоприятную конъюнктуру «тучных 2000-х») как раз эта модель обеспечила и стабильность политического режима, и благополучие «капитанов российского бизнеса».

 
И в подрыв этой системы верится слабо. Хотя бы потому, что подвинуть силовиков с доверенными лицами, рассевшихся по тем или иным активам, сегодня представляется слабо возможным. А как без этого обеспечить некий разрыв между силовиками, следствием и судом? Наконец, надо помнить, что независимый и справедливый суд (или например прокуратура) с неизбежностью превратится из инструмента властей в политический институт. Реализуй Путин такую программу в начале 2000-х — и Ходорковский был бы на свободе. Вряд ли демонтаж собственного режима входит в планы Владимира Путина и сегодня.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).