13 января в Москве стартовал VII Гайдаровский форум – первый крупный экономический съезд в этом году. В нем примут участие около пяти тысяч человек из России, Евросоюза, США, Китая и других стран. Работа форума проходит на фоне ошеломляющего падения цен на нефть, замедления роста мировой экономики, паники на фондовых рынках и значительного, на фоне последних лет, снижения уровня жизни населения России.
Мировые деловые издания встретили 2016 год пугающими заголовками. Аналитики и банковские эксперты в большинстве своем сходятся во мнении, что текущая ситуация на рынке углеводородов сохранится на относительно долгое время. Российская экономика, которая предельно зависит от нефтяной конъюнктуры, нынешние реалии переживает особенно болезненно.
Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев в ходе своего выступления на форуме заявил, что сохранение низких цен на нефть в долгосрочной перспективе является главным риском для экономики России. Он объяснил, что, исходя из логики рынка, единовременное падение цен, пусть даже до 15 долларов за баррель, не так страшно, как сохранение их на низком уровне годами или десятилетиями.
«Для сырьевых экономик, таких как Россия, период невысоких цен на сырье будет очень длинным. Мне трудно говорить – то ли это низкая стадия глобального сырьевого цикла, то ли просто новая нормальность. Но я убежден, что это очень длительный период», - сказал Улюкаев. Чтобы смягчить последствия министр предложил изменить подход к определению стратегии развития страны, а также принять «принципиальные решения, связанные со структурными изменениями в экономике».
Серьезно ослабить экономику может замещение поведенческой модели россиян с потребительской на сберегательную. Гражданская адаптация к новой реальности, по словам главы Минэкономразвития, ведет к снижению розничного товарооборота. В то же время сберегательная способность населения стимулирует инвестиционный рост. Чтобы этим воспользоваться, по мнению Улюкаева, нужно увеличить капитализацию банковской системы путем продажи акций Сбербанка и ВТБ. Глава Сбербанка Герман Греф неоднократно выступал с предложением приватизировать банк, чтобы снизить дефицит бюджета.
В заключении Улюкаев описал социальную утопию, которая ждет россиян к 2030 году. Министр пообещал, что через 24 года жизнь в России станет настолько комфортной, что никого не будет интересовать стоимость нефти и курс доллара, и «никто не заплатит ни одной копейки налога, не получив от государства услугу соответствующего количества и качества».
В подлинное социальное государство Россия может превратиться только при условии пятипроцентного годового роста российской экономики, уверен бывший министр финансов Алексей Кудрин, также выступавший в первый день форума. Ранее эксперты PricewaterhouseCoopers предсказали, что в ближайшие 35 лет ВВП России будет расти в среднем на 2,1% в год при сокращении населения на 0,5%.
По словам Кудрина, социальное государство сегодня – это «декларация», а чаще «популистский лозунг»: пока государство уверяет, что поддерживает социальные расходы и обязательства, «что уже не исполняется на самом деле в полной мере», в это время растет число бедных в стране. Экс-министр считает, что именно резкое падение уровня жизни является главным отличием нынешнего кризиса от кризиса 2008 года. «Тогда реальные доходы населения в целом не упали, и количество бедных уменьшилось», — сказал Кудрин.
По предварительным данным Росстата, за девять месяцев 2015 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года численность населения с доходами ниже прожиточного минимума (9,6 тысяч рублей) выросла более чем на два миллиона человек, до 20,3 миллиона.
Центральным событием первого дня Гайдаровского форума стало выступление премьер-министра Дмитрия Медведева, которое в ключевых местах получилось крайне противоречивое. В общем, с точки зрения премьера, за последние десять лет российская экономика столкнулась с самым серьезным вызовом, но порвать ее «в клочья» так и не удалось, поэтому не стоит поддаваться «настроениям экономического декаданса», но лучше подготовиться к «худшему сценарию» по примеру других стран.
Глава правительства признался, что кроме экономических проблем, сложившихся в результате обоюдных с Западом санкций и изменением мировой конъюнктуры, есть также и внутренние проблемы, например, дефицит источников экономического развития, а также отсутствие достаточного количества несырьевых источников дохода. Вместе с тем Медведев подчеркнул, что Россия среди остальных стран обладает наименьшем государственным долгом и наибольшими золотовалютными резервами, и этот факт позволит выжить экономики в сложившихся условиях.
«У меня нет универсального средства от существующих в мировой и российской экономике в настоящий момент проблем, но как-то пытаться влиять на ситуацию, в том числе и на рынок углеводородов, можно. Нам еще предстоит понять, было ли это временным сбоем системы, или пора формулировать новые законы сосуществования», - заявил Медведев.
Самым болезненным последствием для российской экономики стало обеднение граждан, считает премьер. Социальные достижения властей последних 15 лет оказались под угрозой. Теперь главной задачей, которая стоит перед властями, является попытка переломить тенденцию к снижению уровня жизни, но для этого нужно добиться устойчивого роста экономики.