будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 15, 2025
Хозяйство

Новое правило российского кошелька

Новое правило российского кошелька
price
Иллюстрация Сергея Елкина.

Госдума приняла в первом чтении предложения правительства считать в бюджете среднюю стоимость нефти за 10 лет, а не за год, и отдать деньги резервного фонда в управление особому федеральному агентству. Законопроект поддержали все фракции, за исключением «Справедливой России». Эсеры считают, что инициатива правительства приведет к уходу денег как за границу, так и из собственности государства.

Предложение правительства нижней палате представил лично глава Министерства финансов РФ Антон Силуанов. По его словам, зависимость российского кошелька от цены на нефть достигла таких высот, что в случае резкого падения стоимости углеводородов нашу страну могут ждать серьезные неприятности.
«За последнее десятилетие зависимость федерального бюджета и бюджетной системы Российской Федерации в целом от нефтегазовых доходов существенно выросла. Если в 2000 году доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета составляла около 20%, то к 2004 году она выросла до 30%, а

в 2011 году нефтегазовые доходы составляют уже более 50% от всех доходов.

В таких условиях существенное снижение цены на нефть может привести к значительному сокращению доходной части бюджета и росту его дефицита», - заявил Силуанов палате.

Кроме того, по мнению главы Минфина,

отсутствие четких механизмов управления нефтегазовыми доходами бюджета делает российскую экономику уязвимой извне,

повышает макроэкономические риски и существенно ослабляет инвестиционную привлекательность.

«Мы должны защититься от такого давления», - заявил глава Минфина, и предложил Госдуме принять новое бюджетное правило. Оно заключается в том, чтобы принять с 2013 года как базовую цену на нефть - среднюю цену на нефть за пятилетний период (для примера, в текущем финансовом году среднегодовая цена нефти равна фактически сложившейся за первое полугодие), и шестилетний и семилетний периоды для 2015 и 2016 года планового периода соответственно. Кроме того, согласно правилу, этот период будет увеличиться ежегодно на один год, пока не достигнет десятилетнего.

То есть в 2018 – базовой ценой нефти при расчете бюджета будет средняя стоимость за 10 лет,

и за 11 и 12 для 2019 и 2020 годов планового периода.

«Таким образом мы получаем контрциклический механизм исполнения бюджета, где при высоких доходах мы направляем деньги в резервный фонд, а при низких доходах деньги из фонда - на покрытие расходов. И все это независимо от краткосрочных колебаний цены на нефть», - заверил министр.

Также новое бюджетное правило предусматривает и новый механизм для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Размер резервного фонда планируют установить на уровне 7% ВВП (сейчас 10%). При этом после достижения указанного объема резервного фонда, половину нефтегазовых доходов предлагается направлять в фонд национального благосостояния, а оставшиеся 50% можно уже будет направлять на инфраструктурные проекты.
При этом Силуанов пояснил, что

при правительстве будет создана новая служба – Российское финансовое агентство, которое будет управлять средствами и резервного фонда, и фонда нацблагосостояния.

Возражения по данному документы возникли у всех оппозиционных фракций. Так, например, депутат от КПРФ Николай Коломейцев остался недоволен ситуаций, в которой попытки решать проблемы в экономике идут через изменение порядка формирования бюджета, а не через формирование реального сектора экономики.

Максим Рохмистров от ЛДПР заявил, что предложения больше похожи на выбор, «какой рукой залезть в карман, где лежит заначка».

И добавил, что предлагаемая новелла никаких серьезных изменений в концепцию российского бюджета не внесет: «У нас в доходной части бюджета происходят странные вещи. Рост экономики в нашей стране за последние 5 лет в среднем составляет 5%, тогда как возврат НДС у нас с каждым годом увеличивается более чем в два раза. Куда он уходит?»


А член комитета Думы по бюджету и налогам, коммунист Сергей Шторгин привел статистику колебаний цен на нефть с 1861 года и поразил зал, мягко говоря, неординарными расчетами. Каждые 12 лет, согласно приведенной статистике за более чем столетний период, нефть падает дважды, причем второй раз краткосрочно падение обычно достигает 50%.

«Так и в 1998 году нефть с максимум 23,7 доллара упала в два раза до 11,7 и в Российской Федерации случился дефолт. Начиная с 2000 года цена на нефть росла, и сейчас, после последнего падения, составляет 99,5 долларов. Если верить этой цикличности, то надо сделать вывод, что

мы находимся на пороге очередного падения цены на нефть. Падение цены на нефть может быть достаточно серьезное – до 60 долларов за баррель»,

- объявил неутешительный прогноз депутат. 

Впрочем, все и коммунисты, и либерал-демократы законопроект поддержали. В ярые противники записала лишь фракция «Справедливая Россия». Выступая по мотивам законопроекта,  первый зампред комитета по бюджету член «Справедливой России» Оксана Дмитриева заявила, что при помощи резервного фонда деньги из экономики России изымаются, и вкладываются в другую экономику, и ей это напоминает намеренное сдерживание развития страны.

А новое правило формирования резервного фонда и фонда нацблагосостояния, по ее словам, означает, что практика вывода капитала из страны будет использоваться во все больших масштабах.
«Мы знаем, что бывает с такими федеральными агентствами по управлению финансами. Сначала они агентства, потом становятся госкорпорациями, потом акционируются и капиталы выводятся из-под влияния государства», - пояснила Дмитриева.

Однако глава ее комитета, депутат-единоросс Андрей Макаров отмел все возражения коллеги и напомнил, что именно она недавно предложила считать бюджет, исходя из 115 долларов за баррель.

«На бабушку Вангу, судя по тем прогнозам, что она делает, Оксана Генриховна не тянет.

Я снимаю с себя все обвинения в этой части», - заявил Макаров палате.

Законопроект о новых правилах пересчета базовой цены на нефть и формировании резервного фонда и фонда национального благосостояния Дума, внеся поправки, планирует принять во втором и третьем чтении в сентябре, чтобы успеть до внесения бюджета на 2013 год.  

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).