Делать выбор чего бы то ни было под давлением всегда трудно. Еще труднее выбирать, когда речь заходит о деньгах и о выборе банка, призванного стать вашим союзником и надежным партнером в условиях беспрецедентных санкций, с которыми столкнулась отечественная экономика в 2022 году. Пробуем разобраться, на что ориентировались в минувшем году в своих финансовых предпочтениях клиенты российских банков, в том числе попавших под блокирующие санкции Запада, и чего ожидает бизнес от банковской отрасли в наступившем 2023 году.
Каким должен быть банк? Ну конечно, в первую очередь надежным. Пожалуй, это один из самых популярных ответов, который даст большинство из нас, даже не задумываясь. Именно так ответили два года назад 56% респондентов в ходе опроса, проведенного компанией «Делойт» в СНГ для определения факторов, влияющие на выбор банка для обслуживания. Также определяющими для клиентов банков, по данным опроса, тогда являлись привлекательность условий (61%), удобство сервисов (49%) и качество обслуживания (45%). Можно с большой долей уверенности предположить, что названные клиентами ценности непреходящи и уж точно не потеряли своей значимости сейчас.
Правда, понятие банковской надежности и степени доверия в этом сегменте экономики с приходом в нашу жизнь санкций подверглось серьезной корректировке. Взять, к примеру, крупные системообразующие банки. Почти все из них, в том числе Сбербанк, ВТБ, Совкомбанк, Альфа-Банк попали под самые жесткие блокирующие санкции США, Великобритании и ЕС. Многие привычные операции этих банков, в частности, валютные транзакции с зарубежными контрагентами, были ограничены, что не могло не сказаться на качестве обслуживания клиентов.
Но коллапса на рынке и массового «исхода» из подсанкционных банков клиентов так и не произошло, система устояла. А значит, надежность банка не определяется степенью оказываемого на него санкционного давления.
По итогам первого полугодия 2022 агентство «Эксперт РА» оценило устойчивость банковской системы к кризису в условиях заморозки активов, включения лидеров финансового сектора в санкционные списки, разрыва логистических цепочек и др. В исследовании приняли участие более 120 банков. По данным агентства, лучше всего себя чувствуют банки, чья бизнес-модель ориентирована на сегмент малого и среднего бизнеса, а наибольшие трудности испытывают банки-партнеры крупного бизнеса. Эксперты указывают, что именно развитие субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), наиболее активно вовлеченного в импортозаместительные процессы, становится новой точкой роста для рынка в целом.
Как отмечается в исследовании, лучшими по показателю эффективности деятельности стали банки, сфокусировавшиеся на МСП. У них растет и чистая процентная маржа (NIM), и чистая комиссионная маржа (NCM). А в наиболее уязвимой позиции с точки зрения маржинальности оказались банки, специализировавшиеся на выдаче потребительских ссуд и автокредитов, среди которых доля убыточных за полгода выросла в 2 раза – с 25% до 50%. Пятая часть банков-партнеров крупного бизнеса, учтенных в исследовании, также «ушла в минус». Для сравнения, годом ранее все эти банки были прибыльными.
Еще одна тенденция постсанкционной современности – деконцентрация банковского сектора в пользу более мелких игроков на рынке. Самые жесткие санкции, наложенные на крупнейшие российские банки, привели к тому, что их клиенты стали открывать счета в более мелких кредитных организациях, не так сильно подверженных санкционному давлению, а доля топ-15 банков в активах снизилась впервые за десятилетие - с 85,9% до 84,6%. При этом растет доля в активах банков, входящих в первую сотню, но не «самых-самых», а начиная с 16-го места.
Эксперты агентства прогнозируют, что тенденция к постепенному сокращению в процентном отношении доли банков, специализирующихся на обслуживании крупного бизнеса, сохранится и в среднесрочной перспективе, а доля банков, сотрудничающих в основном с предприятиями МСБ, вырастет с нынешних 11% до 20%. Одновременно будет расти и конкуренция в этом сегменте рынка. И те банковские структуры, которые не смогут адаптироваться к новым вызовам и реалиям экономической жизни, по мнению исследователей, будут вынуждены покинуть рынок.
Что все-таки позволило банковской системе устоять? В чем запас ее прочности и надежности? Частичный ответ на этот вопрос можно найти в другом исследовании «Делойт», проведенном также до введения санкций со стороны Запада, но отражающем общий тренд. Технологичность и высокая степень цифровизации – факторы, во многом определившие «стрессоустойчивость» российских банков. По оценкам «Делойт», Россия еще в 2020 году вошла в топ-10 стран по уровню цифровизации банков. При этом по пяти из шести ключевых показателей, характеризующих степень цифровизации, российские банки превзошли среднемировой уровень. В исследовании приняли участие более 300 банков из 39 стран мира, в том числе полтора десятка российских банков (среди них ВТБ, Сбербанк, Совкомбанк, Альфа-Банк, Газпромбанк, Почта Банк, Открытие, Тинькофф и ряд других).
Вице-президент Всероссийского союза страховщиков Виктор Дубровин говорит, что российский финансовый рынок заслуженно считается одним из лучших с точки зрения технологичности, удобства и качества продуктов. По его словам, именно по этой причине он «выстоял и продолжает нас радовать новыми продуктами, новыми технологиями и сервисами».
Сергей Ентц
Председатель совета директоров АКБ «Держава» Ентц Сергей Леонидович согласен с тем, что в современных условиях банки должны уделять повышенное внимание вопросам цифровизации и технологичности своего бизнеса. По его словам, в банке не просто внимательно отслеживают появление в сфере банковского IT и финтеха новых разработок и продуктов, но и стараются активно внедрять их в работу, чтобы повысить эффективность и качество обслуживания клиентов банка. Кстати, в рейтинге "КоммерсантЪ", выпущенном незадолго до закрытия официальной отчетности кредитных организаций, АКБ «Держава» занимает 3-е место по эффективности.
Еще в 2014 году председатель совета директоров банка «Держава» Сергей Леонидович Ентц инициировал разработку и внедрение платформы для дистанционной выдачи банковских гарантий, преимущества которой стали особенно актуальны в период пандемии. В компании «Машпромлизинг», являющейся клиентом АКБ Держава с 2017 года, говорят, что именно возможность удаленно оформлять банковские гарантии в свое время стало определяющим фактором при выборе банка-партнера. В компании отмечают, что в работе с банком “Держава” ценят надежность и оперативность при рассмотрении запросов и принятии решений.
Недавно аналитическое агентство Markswebb представило результаты исследования Business Internet Banking Rank 2022, в котором оценивались интернет-банки для малого и микробизнеса. Первое место в рейтинге, как лучший для ИП и абсолютный лидер в цифровизации внешнеэкономической деятельности, а также по ряду других показателей, занял Альфа-Банк. В лидерах рейтинга также ПСБ и банк “Точка” (в начале 2023 года получил универсальную банковскую лицензию, до этого был фактически экосистемой сервисов для бизнеса).
Преимуществами тройки победителей авторы исследования называли особенности настройки рабочей зоны интернет-банков, высокую степень удобства подключения продуктов, широкий инструментарий для работы с сотрудниками, всеобъемлющее решение задач бухгалтерского учета. А среди отдельных лучших практик эксперты Markswebb отметили, в частности, выпуск корпоративных кредитных карт банком “Открытие” и Модульбанком.
Изменения в сфере банковского обслуживания диктуют и изменившиеся условия внешнеэкономической деятельности, в том числе появление новых логистических цепочек, уход с российского рынка части контрагентов, запрос на проведение платежей в национальных валютах дружественных стран. Как отмечается в исследовании, банкам было необходимо предоставить цифровую архитектуру, позволяющую перейти на новые рынки без лишних затруднений. В качестве примера быстрой приспосабливаемости интернет-банков к ситуации с ВЭД авторы приводят возможность открытия счета в несколько кликов в армянских драмах, которую предоставил своим клиентам Модульбанк. В целом, большинство российских банков уже начали открывать счета в казахстанских тенге, а в пяти банках, представленных в рейтинге, клиентам на данный момент доступно открытие счетов в восьми или девяти валютах.
Многие банки активно прорабатывают и вопросы открытия корреспондентских счетов в зарубежных финансовых организациях из списка «дружественных» стран. Так, банку «Держава», совет директоров которого возглавляет Сергей Ентц, нынешней осенью удалось договориться по этому поводу с партнерами из Китая, Армении и Узбекистана, что существенно повысило скорость взаиморасчетов в национальных валютах этих стран и упростило процесс осуществления сделок купли-продажи валют и операций с ценными бумагами.
Директор издательства «Робинс» Евгений Сосновский свои отношения с банком «Держава» в области ведения расчетно-кассового обслуживания и проведения валютных операций, начавшиеся еще в 2014 году, оценивает на «пятерку» по 5-бальной шкале. «Очень важная для нас операция - конвертация валюты - совершается практически по биржевому курсу, с минимальной наценкой. И что очень важно: все очень оперативно и прозрачно», - добавляет клиент банка. По словам Сосновского, долгие годы сотрудничества с банком «Держава» показали не только абсолютную надежность банка как финансового института, но и высочайший уровень клиентоориентированности.
В ноябре прошлого года особые достижения в банковской сфере были отмечены вручением наград одной из старейших ежегодных премий финансового рынка «Финансовая элита России». По итогам 2021-2022 годов лауреатом премии сразу в двух номинациях стал банк ВТБ, признанный «Интернет-банком года для предпринимателей» и «Мобильным банком года для бизнеса». А ПАО «Совкомбанк» стал первым в номинации «Антикризисная стратегия».
Следует признать, что выбирать ту или иную антикризисную стратегию в текущих условиях приходится не только банкам, но и их клиентам. Причем выбор банка – существенный элемент этой стратегии.
Способность банка подставить клиенту «плечо» в трудный период – его несомненное преимущество в глазах клиента. А последствия санкций российский бизнес может преодолеть только идя рука об руку с представителями сектора финансов. АКБ «Держава», ранее признанный самым надежным банком-партнером МСБ на рынке госзакупок по версии Национального банковского журнала (NBJ), привлекает своих клиентов и этим качеством. “Банк помог мне выкупить долю партнера, структурировав сделку и предоставив финансовое плечо, а также поддержав на уровне топ-менеджеров компании. Банк «Держава» - для меня не только банк, но и близкий партнер, а Сергей Ентц - тот, к кому я первым делом иду за советом и поддержкой», - поделился владелец издательства «РОСМЭН» Михаил Маркоткин. По его словам, «в критические моменты банк всегда помогал компании решить проблемы с финансированием, а также ценным партнерским советом», что особенно важно.
Председатель Попечительского Совета премии «Финансовая элита России» Павел Медведев тоже верит в перспективы совместного преодоления трудностей сообществом предпринимателей и банков. «С одной стороны сейчас очень тяжелое время, а с другой именно в такой момент рождаются крепчайшая надежда и фантастический оптимизм. Это иррационально, но выход есть всегда!», - полагает финансист.