Новогодние праздники не могут быть без подарков. Подарки получают дети от взрослых, подчиненные – от руководителей, мужья – от жен, а все население – от начальства. И приближение нового, 2005 года, было отмечено такими вот начальственными подарочками, от которых то в жар кидает, то в холод: с первого января вырастут тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства и общественного транспорта – двух самых известных локальных монополий, которые никак не поддаются реформированию и, видимо, поэтому ежегодно повышающих цены на продукцию, замены которой, увы, нет.
Ежегодное новогоднее повышение – это не злая прихоть градоначальников, а своего рода упорядочение прежнего хаотического движения цен, которые каждая монополия устанавливала, когда хотела или пробивала через правительство. Сейчас у нас с хаосом не шутят, он введен в строгие рамки и выбирается на свободу только в новогоднюю ночь. Формально это связано с государственным бюджетом, который рассчитывается и принимается уже в с учетом новых цен. Ну а раз бюджет начинает исполняться с 1 января, то и новые цены надо вводить в действие с того же момента.
Несмотря на внешнюю упорядоченность, до транспарентности нам еще далеко, так как пока никто не объяснил простым потребителям, сколько же на самом деле стоит производство и доставка 1 литра холодной и горячей воды до каждого крана, и почему она должна каждый год дорожать. То есть нам время от времени объясняют, что услуги ЖКХ и транспорта являются социально значимыми, и поэтому цены на них сильно занижены относительно себестоимости их производства и транспортировки, поэтому, повышая цены, водоснабжающие и электроснабжающие организации всего лишь пытаются довести свою выручку до уровня затрат и свести, таким образом, концы с концами. Но остается вопрос, а когда там у них наступит “конец”, то есть когда они успокоятся и выйдут на минимальный (или нормативный) уровень рентабельности. Этого нам не говорят и продолжают год за годом методично повышать цены на товары и услуги первой необходимости, которые по идее должны вроде бы стоять на одном месте или расти в меру инфляции.
Кстати, об инфляции. Повышая цены на обогрев, воду и электричество, власти тем самым разогревают ту самую инфляцию, с которой они вроде бы должны бороться. Сейчас они делают вид, что этого компонента инфляции даже как бы и не существует, исключая тарифы на услуги монополий (и цены на фрукты и овощи) из расчета общего индекса потребительских цен. Мы же хотим привести динамику цен на эти услуги, чтобы показать влияние данного фактора на инфляцию. При этом для простоты принимаем дату введения новых жилищно-коммунальных тарифов с 01 января каждого года, хотя на самом деле новые тарифы устанавливались и в первом, и в последнем квартале каждого года, а то и два раза в год. Покажем, какой окажется “потребительская корзина” по жилищно-коммунальным услугам в расчете на стандартную 2-х комнатную квартиру общей площадью 50 кв. м, в которой проживает семья из 2 человек, и рост ее стоимости за последние 5 лет и на будущий, 2005 год.
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | ||
Оплата электроэнергии в домах с электроплитами | руб./кВт-ч. в месяц | 0,35 | 0,44 | 0,63 | 0,74 | 0,86 | 1,08 |
Горячее водоснабжение | руб./чел. | 38,2 | 47,6 | 61,2 | 77,3 | 89,7 | 123,8 |
Отопление | руб./м2 | 0,80 | 2.6 | 3,3 | 4,2 | 4,9 | 6,7 |
Водопровод и канализация | руб./чел. | 14,7 | 35,98 | 44,84 | 50,7 | 95,8 | 104,0 |
Вывоз мусора | руб./чел. | 1,6 | 3,1 | 6,2 | 7,7 | 13,2 | 18,4 |
Обслуживание жилья | руб./м2 | 0,34 | 0.7 | 1,08 | 2,4 | 3,2 | 3,7 |
Телефон | руб./мес. | 50 | 60 | 84 | 110 | 140 | 170 |
Телевизионная антенна | руб./мес. | 3,55 | 7,5 | 14,7 | 29,4 | 29,4 | 35,0 |
Радиоточка | руб./мес. | 2,0 | 2,5 | 3,78 | 7,56 | 11,8 | 11,8 |
Стоимость корзины услуг | руб./месяц | 264 | 461 | 622 | 837 | 1087 | 1359 |
Рост стоимости корзины (по отношению к 2000 году) | % | 175 | 236 | 317 | 412 | 515 |
(Потребление электроэнергии бралось из расчета 120 кВт-час в месяц).
Как видно из таблицы, за прошедшие пять лет стоимость проживания в помещении со всеми удобствами выросла в четыре раза, а с учетом повышения цен на следующий год – в пять раз за шесть лет. Таким образом, среднегодовой рост стоимости услуг ЖКХ составил 80%. А эта цифра существенно отличается от официальных темпов инфляции. Немудрено, что органы статистики не включают данные услуги в расчет индекса потребительских цен, иначе действительная картина роста стоимости жизни существенно отличалась бы от нарисованной. Единственным утешением остается соображение, что основной этап повышения этих цен уже пройден, и теперь темпы роста стоимости услуг ЖКХ из года в год будут снижаться.
С другой стороны, нельзя забывать, что сектор жилищных и коммунальных услуг сам в свою очередь является крупным потребителем продукции химической и металлургической промышленности, строительных материалов и машиностроения. Поэтому увеличение денежных фондов у коммунальщиков должно в скором времени, привести к росту спроса на продукцию смежных отраслей и вызвать у них рост выпуска этой продукции и доходов. И это, в конечном итоге, компенсирует эффект от удорожания жилищно-коммунальных услуг.