Украина – 110 млрд куб.м газа в год.
Белоруссия – 35 млрд куб.м в год.
Северо-Европейский газопровод (СЕГ) – 55 млрд куб.м в год.
Такими цифрами транзита российского газа, видимо, оперировали советники президента Путина и руководители «Газпрома», обсуждая вопрос о начале строительства газопровода по дну Балтийского моря – в обход традиционных транзитеров: Белоруссии, Польши, Украины.
Дело в том, что в парадигме российской политики, точнее геополитики, труба является не столько стратегическим средством по достижению контроля за счет дешевых – близких к внутрироссийским - ценам на газ, сколько средством давления на Россию.
Причем прослеживается закономерность: чем больший российский газовый транзит проходит по территории партнера, тем больше оказывается давление на Россию.
Позиция Украины – крупнейшего транзитера газа в Европу - отличается намного большими амбициями, чем позиция Белоруссии. Позиция последней резко эволюционировала – от деклараций союзнических отношений с Россией, когда транзит был незначителен, до «газовой войны» в начале прошлого года, после завершения строительства первой очереди газопровода Ямал - Западная Европа.
Можно ли считать, что строительство СЕГ обезопасит экспорт «Газпрома» от этих факторов? Скорее всего - нет.
Позиция канцлера Шредера и его окружения в российско-германском газовом сотрудничестве далека от общегерманской позиции. Канцлера в ходе предвыборной кампании критикуют за намерение создать российско-германскую ось в ущерб общеевропейскому сотрудничеству и демократическим ценностям.
Наконец, даже завершив строительство газопровода, Германия сможет диктовать свои условия России. Изначальный проект предусматривал ответвления в Швецию, чтобы сократить издержки и выйти на скандинавский газовый рынок, однако российский концерн не смог заключить соглашение. Идею с монопольным потребителем газа «Газпром» обкатал в Турции. Тогда, построив трубопровод по дну Черного моря, российский концерн убедился, что турки из-за неразвитости своего газового хозяйства не в состоянии потребить российский газ и совершенно не хотят разрешать концерну его дальнейший экспорт.
В любом случае, выход за пределы парадигмы Ющенко (Кучма, Тимошенко и т.д.) или Лукашенко полезен. Избрана хоть какая-то стратегия. Окажется ли она оптимальной или нет - покажет время.