Президент Белоруссии Лукашенко озвучил возможность приватизации белорусских нефтеперерабатывающих заводов. Правда, оговорившись, что российские чиновники сами отказываются от такого варианта. Похоже, Минск стремится декларировать, что готов идти на уступки в тех вопросах, которые раньше попросту выносились за скобки белорусско-российских отношений. Впрочем, заявления белорусского лидера обсуловлены и тем, что проект поставок нефти в обход Белоруссии обрел совсем уже реальные очертания, что дает Москве дополнительные рычаги давления на белорусскую экономику.
Александр Лукашенко напомнил, что недавно у него состоялся разговор с представителями российского и белорусского капитала, работающего в белорусской нефтеперерабатывающей отрасли. И тогда он предложил, чтобы правила игры на нефтяном рынке вырабатывали не правительственные чиновники, а представители компаний, которые сядут за один стол с правительством. Это предложение белорусского лидера было принято бизнес-кругами, а чуть позже в российских СМИ прошли заявления, что, мол, Лукашенко составляет список поставщиков и это еще один удар по России.
"Кроме того, я предложил по приватизации НПЗ: если вы хотите вести приватизацию нефтеперерабатывающего комплекса, я готов обсуждать эту тему с теми, кто уже давно работает в этой сфере. Я им пообещал: давайте три года поработаем так, как вы думаете работать на приватизированном предприятии. Если с вашей стороны все будет нормально и такие позиции вас удовлетворят, то через три года будем заниматься приватизацией того или иного завода. Но давайте три года поработаем, чтобы мы увидели, как это будет, ведь вопрос для Беларуси очень чувствительный", - рассказал Александр Лукашенко. "Все согласились. Потом чиновники говорят: России не выгодно. Что здесь невыгодного?", - добавил глава государства.
По плану приватизации госсобственности Белоруссии на 2008-2010годы, среди активов, с которыми государство намерено расстаться в 2009 году, нефтепровод «Гомельтранснефть-Дружба» и Новополоцкое республиканское унитарное предприятие по транспорту нефти «Дружба», но отсутствуют госпакеты акций двух белорусских НПЗ — Мозырского и новополоцкого «Нафтана».
До 2007 года переработка нефти на белорусских НПЗ была выгодным бизнесом для белорусских властей. НПЗ получали российскую нефть по супернизким пошлинам, а продавали нефтепродукты по европейским ценам. В 2006 году нефтепродукты обеспечили Белоруссии 39% экспортной выручки. Почти всю нефть в Белоруссию поставляют российские компании. На долю «Сургутнефтегаза» приходится около 30%, «Роснефти» – 25%, «Газпром нефти» – 13%, ЛУКОЙЛа – 11%, «Славнефти» – 10%, «Русснефти» – 6,5%, 4,5% – на прочих поставщиков. Работают компании по давальческим схемам. Измнение порядка взимания пошлин делает давальческие поставки невыгодными - россиянам удобнее перерабатывать нефть в России или продавать нефть беллорусским НПЗ. Квоты на поставки нефти, как утверждали злые языки, утверждались в администрации Лукашенко. По сути, Белоруссия была внешним оффшором.
С начала 2007 года пошлины Мозырский и Новополоцкий НПЗ, работающие с нефтью из России, были вынуждены закладывать в стоимость своей продукции пошлины $53 и $108, что делало переработку российской нефти для реэкспорта в Европу невыгодной.
Разговоры о приватизации, скорее всего, останутся разговорами, но сам факт, что Лукашенко публично озвучил возможность приватизации НПЗ – своего рода «примирительный жест» со стороны Лукашенко. Ранее белорусские власти использовали свой транзитный потенциал на полную и собственностью в сфере транзита энергоносителей и переработки делиться ни в какую не хотели. Лишь «газовая война» с Белоруссией с 2006 на 2007 год, позволила «Газпрому» войти в капитал «Белтрансгаза». 31 декабря 2006 года, буквально за несколько минут до полуночи «Газпром» и «Белтрансгаз» подписали контракт на поставку и транзит газа в 2007-2011 годах. По соглашению «Газпром» должен приобрести 50% акций «Белтрансгаза» за $2,5 миллиарда. Оплата акций будет осуществляться равными долями в четыре этапа на протяжении 2007-2010 годов.
Есть версия, по которой последующие «газовые войны» с Белоруссией были обусловлены нежеланием Минска соблюдать условия соглашения. В «Газпроме» опасаются, что судьба инвестиции в транзит может всерьез «подвиснуть». В последней «молочной» войне многие также увидели газовые интересы.
Заставить Белоруссию пойти на приватизацию НПЗ (вернее, на заявления о возможной приватизации) мог и проект БТС-2, который предполагает поставки нефти в Европу (в перспективе предполагается еще и строительство НПЗ в конце БТС-2) в обход Белорусской территории. С пуском нового трубопровода в эксплуатацию Минск лишается доходов от транзита российской нефти в направлении Польши и Германии. Только на транзите Белоруссия, по некоторым оценкам, потеряет около 600-700 млн долларов в год.
Глава «Транснефти» Николай Токарев накануне сообщил, что в настоящее время подготовлено к укладке 15 километров трассы. Сварка первого стыка нефтепровода была осуществлена 10 июня 2009 года в г. Унеча Брянской области. «Фактическая ликвидация «Дружбы», намеченная на 3 квартал 2012 года, когда первая очередь БТС-2 должна вступить в строй, означает окончательное уничтожение остатков плановой системы и СЭВа и переход на чисто рыночные отношения с потребителями российской нефти. К тому же российская сторона избавляется от политических рисков (а проще говоря – политического шантажа) со стороны восточноевропейских соседей, которые иногда грозятся перекрыть нефтепровод по своим, разумеется, внутриполитическим причинам», - полагает автор «Полит.ру» Григорий Гриценко (См. Окончательная ликвидация «Дружбы»)
Российская нефть поступает на внешние рынки по системе нефтепроводов «Дружба», состоящей из двух очередей: «Дружба-1», построенной в 1960-1964 годах, и «Дружба-2», построенной по трассе первой очереди в 1969-1974 годах. Нефтепровод начинается в районе Самары, где в него поступает нефть Поволжского региона, и по территории Самарской, Пензенской, Тамбовской, Липецкой и Орловской областей доходит до Брянской области. Здесь, в районе города Унечи, от него отходит первая ветка в ближнее и дальнее зарубежье по маршруту Полоцк – Илюксте – Биржай. От биржайской нефтеперекачивающей станции одно ответвление идет до Мажейкяя и Бутинге, а другое – до Вентспилса. В Полоцке (Белоруссия) и Мажейкяе (Литва) находятся нефтеперерабатывающие комбинаты мощностью, соответственно, 8,3 млн. тонн и 10 млн. т. сырой нефти в год, а в порту Бутинге (Литва) и Вентспилс (Латвия) – нефтеналивные терминалы. Кроме того, до Вентспилса проложен еще и нефтепродуктопровод, по которому продукты белорусской нефтепереработки могут поступать на мировой рынок.
Если белорусские НПЗ будут принадлежать российским нефтяникам, то «Дружба» может протянуть существенно дольше – нефтяное лобби будет защищать инвестиции. В противном случае российская нефтянка может оставить белорусские НПЗ без нефти – причем, как по своим экономическим, так и по политическим соображениям российского руководства.