будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 9, 2025
Хозяйство

Нужно найти хотя бы десять точек развития

Сегодня в правительстве обсуждается программа регионального развития, подготовленная соответствующим министерством. Этот же документ, вероятно, будет вынесен на ближайшее заседание Госсовета. Саму программу еще почти никто не видел, но вокруг нее произошел спор во время лекции Леонида Григорьева, о документе уже вчера загадочно написали «Ведомости». Самое принципиальное содержание программы комментирует для Полит.ру начальник департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования Министерства регионального развития Юрий Перелыгин. Беседовал Виталий Лейбин.

О чем идет речь в программе, в чем основной тезис?

Тезис в следующем. Процесс выделения сильных регионов идет естественным образом. Даже Вы навскидку можете сказать, где именно сейчас сосредоточено развитие, в каких регионах. Правильно?

Если мы ездим по регионам, то понимаем, что одно дело – где-нибудь в глуши Тверской или Псковской области, и совсем другое дело - где-нибудь в Перми или в Самаре. Вот мы и говорим: надо увидеть этот процесс и помочь ему стать сбалансированным по всей территории страны, чтобы у нас не было в одном месте гипертрофированного развития, а вокруг при этом – пустота.

Нужно найти не одну и не две точки развития на страну (Москва и Питер), а хотя бы штук десять. И вот в эти места и в эти инфраструктуры и вложиться (причем необязательно в уже существующие точки быстрого роста). Тогда мы получим более-менее рассредоточенные центры капитализации страны, что, с нашей точки зрения, приведет к ускорению экономического роста, наряду с макроэкономической политикой, которая и так достаточно успешно проводится.

А есть соображения, в какой логике должны выделяться точки развития?

В логике согласования приоритетов различных игроков. В тех местах, где совпадают приоритеты таких игроков, как крупный бизнес, федеральный центр, региональные центры, игроков на территориях – там и будут точки роста и развития.

Что значит «вкладываться» в точки развития?

Мы считаем, что современное развитие – это, прежде всего, средовое обеспечение. Деньги приходят туда, где комфортно и хорошо. И наоборот. И поэтому вкладываться нужно в среду, в человека, в инфраструктуру для человека, и тогда там будет инвестиционная активность.

А что это значит - «вложиться в инфраструктуру для человека» на примере? Скажем, образование?

Это инфраструктура образования, это – нормальная социальная инфраструктура, это – дороги, это комфортная среда городов, нормальное качества жилья и коммунальных услуг и т.д. Все, что обеспечивает комфортное проживание человека, новый стандарт.

В вашей фразе о согласовании точек развития в качестве стороны переговоров вы назвали крупный бизнес. Это значит, что инвестиции будут не только государственные?

На один вложенный государственный рубль нужно получать минимум десять рублей частных инвестиций - нормальный development, но не на уровне одного пятна застройки, а на уровне крупных территорий.

Для того чтобы лучше понять вашу логику, хотелось бы ее сравнить с некоторыми другими обсуждаемыми сейчас тезисами. Например, в дискуссии вокруг денег Стабфонда часто говорят об инвестициях в дороги. Леонид Григорьев в статьях и у нас на лекции говорил о том, что нужно работать отдельно с каждой группой регионов, проектируя в каждом случае различный следующий шаг развития, а не развивать всех одинаково…

Мы типологию Григорьева знаем, читали, с Леонидом Марковичем общаемся. Кое-какие идеи разделяем. Я не со всем там согласен. Например, с частым применением понятия «кластеры». Будет кластер или нет, решаем не мы, решает бизнес и среда. Мы за вложение в среду, в возможность появления какого-то намека на кластер. Мы можем развивать среду, правила игры, а все остальное – за бизнесом.

В чем все-таки работа правительства и министерства регионального развития, когда уже будут выделены эти десять точек развития? Правильно ли я понял, что не столько инвестиции, сколько некоторая организационная работа?

Я думаю, что какой-то сигнал для бизнеса в виде вложенного рубля пойти должен. Но основной ресурс государства - доверие, и мы пока им плохо пользуемся. Если государство всерьез решает: «да, мы эту точку собираемся развивать» и объявит об этом – только одно это принесет деньги. Не говоря уже о том, если мы туда уже положили рубль.

Тогда важно назвать не слишком много точек, чтобы поверили…

Да, лучше не забалтывать идею, а сделать на самом деле реальные шаги. Объявить схему, согласовать приоритеты, объяснить, что они – долгосрочные. Для начала «залудить» какой-нибудь один проект, который является сам по себе системообразующим, и его последовательно проводить. Тогда и рост доверия будет. Чтобы все знали: это проект гарантирует государство. Как на Западе money guarantee - значит «мы туда придем».  

А откуда возьмется бюджет, которым могло бы распоряжаться министерство регионального развития, правительство в рамках этой программы?

Во-первых. Уже сейчас около 30 миллиардов сосредоточено в разных целевых программах т.н. «межрегионального паритета». Мы предлагаем потихонечку добавлять в этот бюджет и делать программы все больше развивающими, а не паритетными. То есть вкладываться больше в развитие, чем в выравнивание регионов. Потому что на выравнивание нужны несопоставимо большие суммы, в раз 9 больше, чем сам фонд регионального развития.

Если совсем просто объяснять. Например, если решили вдруг развивать Приморье, то государство вкладывает в некий проект, который потянет по цепочке другие вложения, например, в порт… Так, что ли?

Мы будем поддерживать ровно те бизнес-проекты, которые могут приобрести федеральный смысл и значение, которые отвечают федеральным приоритетам. У нас есть послание президента, у нас есть постановление правительства, в конце концов, есть эти самые «Основы региональной политики». И если местные проекты отвечают федеральным задачам, а к тому же еще являются межрегиональными, межбизнесовыми, то, конечно, мы такие поддержим.

Как это видится управленчески? Гарантии под частные инвестиции? Прямые инвестиции государства?

Инструментарий может быть разный. Может быть и такой, и такой. И, возможно, тарифы какие-то другие, некие особые режимы, сейчас, по крайней мере, законы об особых зонах будут принимать… Инструментарий может быть разный, важно договориться о принципах.

См. также:

  • Леонид Григорьев. "Глобус России" Экономика регионального развития
  • Вячеслав Глазычев “Глубинная Россия наших дней”
  • Региональное управление: Как сохранить Россию
  • Укрупнение регионов и широта души
  • Владмир Каганский. Россия и регионы - преодоление советского пространства
  • Борис Родоман. Россия - административно-территориальный монстр
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).