Правительство своим постановлением разрешило пяти регионам избавиться от валютных долгов по льготному курсу. Долги за 2002-2005 гг Бурятия, а также Кемеровская, Магаданская, Оренбургская и Орловская области будут выплачивать исходя из среднего номинального курса доллара и евро к рублю за 2012-2014 гг. Иными словами, доллар для этих регионов будет стоить 33,62 руб., а евро — 44,22 руб.
Правительство обязало федеральное Министерство финансов заключить соглашение с регионами-должниками, случай Кемеровской области особенной — она должна не государству, а ВЭБу, так что и договариваться нужно будет с ним. Для того, чтобы перевести свои долги по льготному курсу? регионы должны начать переговоры с Минфином и ВЭБом до 1 октября.
Правительство уже несколько лет добивается того, чтобы у регионов не было валютной задолженности — обвал рубля зимой 2014-2015 гг. показал, что это очень правильная политика. Сейчас значительные валютные долги сохраняются только у нескольких регионов, в том числе Москвы и Башкирии. Так, у Москвы внешний долг (то есть долг в иностранной валюте, именно такое определение дано в Бюджетном кодексе), составляет около 18% от всех долговых обязательств. По понятным причинам сложная ситуация с валютными заимствованиями у Крыма и Севастополя.
Учитывая фактический запрет на валютные заимствования, а также постоянное стремление федерального правительства облегчить долговую нагрузку регионов, появление хоть сколько-нибудь заметных долгов в долларах и евро у достаточно бедных регионов выглядит достаточно странно. Опрошенные «Коммерсантомъ» эксперты предположили, что они могли появится на балансе региональных бюджетов в результате банкротства предприятий, которые ранее получили государственные гарантии по кредитам.
О том, что перечисленные пять регионов получат «освобождение» от бремени валютных кредитов стало известно еще в прошлом месяце.
В начале июля о решении преобразовать валютную задолженность «по отдельным субъектам» в рублевую сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев на совещании о мерах поддержки отдельных регионов. РБК тогда выяснил, что поддерживать было решено шесть регионов — Камчатский край, Орловскую, Оренбургскую, Магаданскую, Кемеровскую области и Бурятию.
Механизм не предполагает конвертацию долгов — выплаты будут происходить в рублях по фиксированному курсу. Первым регионом, приступившим к использованию предложенной схемы, стал Камчатский край. Согласно распоряжению правительства, Минфин должен заключить с правительством края соглашение, которое предусматривает перевод имеющейся у региона валютной задолженности исходя из среднего номинального курса доллара к рублю за 2012–2014 годы.
Администрация Камчатской области, которая была позже преобразована в край, в 1998 году выступила поручителем по кредиту в 100 млн долларов, который взяла энергетическая компания «Геотерм» у Европейского банка реконструкции и развития на строительство Мутновской геотермальной электростанции. Вначале долг погашало федеральное Министерство финансов, однако в 2005 году долг был реструктурирован и переведен на баланс бюджета региона с рассрочкой до 2035 года.
О сопоставимых суммах речь идет и у Орловской области. Там в том же 1998 году правительство региона стало поручителем по кредиту, который ВЭБ взял у Deutsche Bank в 114 млн немецких марок на реализацию программы «Пшеница-2000». Из-за «волатильности» госдолг существенно вырос, пожаловался РБК губернатор области Вадим Потомский. В декабре 2014 года депутаты Орловского областного совета даже обратились к федеральному правительству с просьбой списать оставшийся долг в 63 млн евро.
Само право заключать с регионами и муниципалитетами соглашения об исполнении валютных обязательств перед Россией и ВЭБом в рублях дал федеральному правительству Закон о федеральном бюджете на 2015 год. Такие же соглашения в 2015 году правительство может заключить и с компаниями, который входят в список системообразующих организаций, правда, только при условии отсутствия у таких предприятий просроченной задолженности по денежным обязательствам перед государством.
Беспокойство федерального правительства за региональные финансы можно понять. В июне стало известно, что в России появился первый регион, который допустил дефолт по определению рейтинговой компании Standard & Poors. В отчете компании напрямую субъект федерации не называется, но, судя по всему, это Новгородская область, которая в феврале не смогла вовремя провести платеж по кредиту ВТБ. Для погашения процентов правительство области объявило аукцион на привлечение кредита под ставку 23,63%, но ни один коммерческий банк такими условиями не заинтересовался. В итоге после просрочки платежа кредит был рефинансирован самим ВТБ по льготной ставке, но, согласно докладу S&P, «заемщик не исполнил долговые обязательства в срок и в полном объеме», что и означает дефолт.
Новгородской области, скорее всего, просто не повезло. Погашать кредит нужно было в начале года, когда в условиях кризиса банки отказывались ссужать деньги, уже через несколько месяцев администрация смогла бы занять деньги под 14-15% годовых. Но появление такой проблемы вполне закономерно: на грани дефолта находится несколько десятков регионов.
По прогнозу S&P в 2015 году расходы регионов на погашение коммерческого долга, банковских кредитов и облигаций, превысят 400 млрд рублей, совокупный дефицит региональных бюджетов может достигнуть 625 млрд рублей — в этих условиях региональные администрации просто вынуждены не только искать финансирование в коммерческих структурах и у правительства, но и сокращают расходы по всем возможным направлениям.
Антикризисный план правительства предусматривает выделение 310 млрд рублей на рефинансирование банковских кредитов регионов со сроком погашения в 2015 году. Также Минфин выдает в больших объемах казначейские кредиты, чтобы хоть как-то стабилизировать региональные финансы, но федеральный бюджет тоже дефицитен, а значит, если не «включать печатный станок», средства правительства тоже ограничены.
Данные Росстата показывают, что в регионах сокращаются расходы на национальную экономику, то есть на строительство и содержание инфраструктуры, многие сокращают социальные статьи, урезаются траты на ЖКХ. Даже зарплаты бюджетникам, ради которых ранее выискивались любые ресурсы, потому что так приказал президент в «майских указах», уже разрешено повышать не настолько усердно.
На этом фоне, конечно, льготный курс по кредитам, общий объем которых вряд ли превышает 500 млн долларов, выглядит не так уж и значительно. Решение правительства позволит сэкономить регионам порядка 15 млрд рублей, менее 5% от того, что они должны выплатить коммерческим структурам в 2015 году.