будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Россия экономический кризис
Июнь 16, 2025
Хозяйство
Карпюк Илья

Облегченный курс

Облегченный курс
Debt-for-Canadians
Долг

Правительство своим постановлением разрешило пяти регионам избавиться от валютных долгов по льготному курсу. Долги за 2002-2005 гг Бурятия, а также Кемеровская, Магаданская, Оренбургская и Орловская области будут выплачивать исходя из среднего номинального курса доллара и евро к рублю за 2012-2014 гг. Иными словами, доллар для этих регионов будет стоить 33,62 руб., а евро — 44,22 руб.

Правительство обязало федеральное Министерство финансов заключить соглашение с регионами-должниками, случай Кемеровской области особенной — она должна не государству, а ВЭБу, так что и договариваться нужно будет с ним. Для того, чтобы перевести свои долги по льготному курсу? регионы должны начать переговоры с Минфином и ВЭБом до 1 октября.

Правительство уже несколько лет добивается того, чтобы у регионов не было валютной задолженности — обвал рубля зимой 2014-2015 гг. показал, что это очень правильная политика. Сейчас значительные валютные долги сохраняются только у нескольких регионов, в том числе Москвы и Башкирии. Так, у Москвы внешний долг (то есть долг в иностранной валюте, именно такое определение дано в Бюджетном кодексе), составляет около 18% от всех долговых обязательств. По понятным причинам сложная ситуация с валютными заимствованиями у Крыма и Севастополя.

Учитывая фактический запрет на валютные заимствования, а также постоянное стремление федерального правительства облегчить долговую нагрузку регионов, появление хоть сколько-нибудь заметных долгов в долларах и евро у достаточно бедных регионов выглядит достаточно странно. Опрошенные «Коммерсантомъ» эксперты предположили, что они могли появится на балансе региональных бюджетов в результате банкротства предприятий, которые ранее получили государственные гарантии по кредитам.

О том, что перечисленные пять регионов получат «освобождение» от бремени валютных кредитов стало известно еще в прошлом месяце.

В начале июля о решении преобразовать валютную задолженность «по отдельным субъектам» в рублевую сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев на совещании о мерах поддержки отдельных регионов. РБК тогда выяснил, что поддерживать было решено шесть регионов — Камчатский край, Орловскую, Оренбургскую, Магаданскую, Кемеровскую области и Бурятию.

Механизм не предполагает конвертацию долгов — выплаты будут происходить в рублях по фиксированному курсу. Первым регионом, приступившим к использованию предложенной схемы, стал Камчатский край. Согласно распоряжению правительства, Минфин должен заключить с правительством края соглашение, которое предусматривает перевод имеющейся у региона валютной задолженности исходя из среднего номинального курса доллара к рублю за 2012–2014 годы.

Администрация Камчатской области, которая была позже преобразована в край, в 1998 году выступила поручителем по кредиту в 100 млн долларов, который взяла энергетическая компания «Геотерм» у Европейского банка реконструкции и развития на строительство Мутновской геотермальной электростанции. Вначале долг погашало федеральное Министерство финансов, однако в 2005 году долг был реструктурирован и переведен на баланс бюджета региона с рассрочкой до 2035 года.

О сопоставимых суммах речь идет и у Орловской области. Там в том же 1998 году правительство региона стало поручителем по кредиту, который ВЭБ взял у Deutsche Bank в 114 млн немецких марок на реализацию программы «Пшеница-2000». Из-за «волатильности» госдолг существенно вырос, пожаловался РБК губернатор области Вадим Потомский. В декабре 2014 года депутаты Орловского областного совета даже обратились к федеральному правительству с просьбой списать оставшийся долг в 63 млн евро.

Само право заключать с регионами и муниципалитетами соглашения об исполнении валютных обязательств перед Россией и ВЭБом в рублях дал федеральному правительству Закон о федеральном бюджете на 2015 год. Такие же соглашения в 2015 году правительство может заключить и с компаниями, который входят в список системообразующих организаций, правда, только при условии отсутствия у таких предприятий просроченной задолженности по денежным обязательствам перед государством.

Беспокойство федерального правительства за региональные финансы можно понять. В июне стало известно, что в России появился первый регион, который допустил дефолт по определению рейтинговой компании Standard & Poors. В отчете компании напрямую субъект федерации не называется, но, судя по всему, это Новгородская область, которая в феврале не смогла вовремя провести платеж по кредиту ВТБ. Для погашения процентов правительство области объявило аукцион на привлечение кредита под ставку 23,63%, но ни один коммерческий банк такими условиями не заинтересовался. В итоге после просрочки платежа кредит был рефинансирован самим ВТБ по льготной ставке, но, согласно докладу S&P, «заемщик не исполнил долговые обязательства в срок и в полном объеме», что и означает дефолт.

Новгородской области, скорее всего, просто не повезло. Погашать кредит нужно было в начале года, когда в условиях кризиса банки отказывались ссужать деньги, уже через несколько месяцев администрация смогла бы занять деньги под 14-15% годовых. Но появление такой проблемы вполне закономерно: на грани дефолта находится несколько десятков регионов.

По прогнозу S&P в 2015 году расходы регионов на погашение коммерческого долга, банковских кредитов и облигаций, превысят 400 млрд рублей, совокупный дефицит региональных бюджетов может достигнуть 625 млрд рублей — в этих условиях региональные администрации просто вынуждены не только искать финансирование в коммерческих структурах и у правительства, но и сокращают расходы по всем возможным направлениям.

Антикризисный план правительства предусматривает выделение 310 млрд рублей на рефинансирование банковских кредитов регионов со сроком погашения в 2015 году. Также Минфин выдает в больших объемах казначейские кредиты, чтобы хоть как-то стабилизировать региональные финансы, но федеральный бюджет тоже дефицитен, а значит, если не «включать печатный станок», средства правительства тоже ограничены.

Данные Росстата показывают, что в регионах сокращаются расходы на национальную экономику, то есть на строительство и содержание инфраструктуры, многие сокращают социальные статьи, урезаются траты на ЖКХ. Даже зарплаты бюджетникам, ради которых ранее выискивались любые ресурсы, потому что так приказал президент в «майских указах», уже разрешено повышать не настолько усердно.

На этом фоне, конечно, льготный курс по кредитам, общий объем которых вряд ли превышает 500 млн долларов, выглядит не так уж и значительно. Решение правительства позволит сэкономить регионам порядка 15 млрд рублей, менее 5% от того, что они должны выплатить коммерческим структурам в 2015 году.

Карпюк Илья
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).